Дым тысячелетий

Кто однажды бывал на Такмаке, знает этот сквозной грот в массиве Большого Беркута — голубые ворота в широко распахнутый мир. Такая картина открывается отсюда в ясную летнюю пору — дух захватывает!

Когда я впервые в жизни стоял под древними сводами этой каменной арки, то бросилось в глаза, что потолок и стены скального свода закопчены так, что подумалось: вот она, копоть пролетевших над землей долгих веков. Кто и когда разводил тут костры? С какой неведомой целью? Сколько тысячелетий вздымались в гроте родные для кого-то дымы, создавая уют привала, рождая чувство родины. Ведь были же дымы этих костров для кого-то дымами Отечества. Для кого? Когда?

Но однажды, работая с краеведческими материалами, посвященными красноярским окрестностям, я натолкнулся на статью в книге, изданной почти сто лет назад. В статье рассказывалось об этом гроте. И опять вспомнилась копоть по отвесным стенам, и вновь мелькнула мысль: неужели в самом деле неумолимое, все стирающее время не смогло смыть, сохранило через тысячелетия следы костров живших здесь некогда людей?

Мы пошли в грот, чтобы взглянуть, нет ли там остатков раскопов, проведенных почти сто лет назад красноярским учителем Еленевым.

Полуденное солнце палило. От красных камней скального массива полыхало жаром. А в гроте под Большим Беркутом царила прохлада. Камни не успели прогреться. Они все еще хранили в своих недрах студеные остатки ушедшей зимы. Ниже грота, по северному склону, в глубоких темных расщелинах лежал снег. Сквозь грот тянуло, как через аэродинамическую трубу. И как прежде, копоть покрывала крутые бока арки.

Мы передохнули в тени и принялись за осмотр дна грота. Где здесь вел раскопки А.С.Еленев? Шаг за шагом осмотрели пещеру, разбив ее на квадраты и обследовав их один за другим... Всего сто лет, каких-то сто лет сумели напрочь замести следы еленевского раскопа. А копоть, появившаяся в палеолите, все еще скрывает стены арки. Камень и дым... Камень — символ крепости, нерушимости во все времена. И дым — символ скоротечности, недолговечности земного бытия. Недаром говорят «как дым, как утренний туман». Вот ведь парадокс какой: следы дыма сохранились, а ямы от раскопок — нет. Затоптали их, сгладили их время, природа и люди. А слово о раскопках осталось.

А кто же он такой, этот Еленев?

В 80-х годах XIX века в Красноярске действуют мужская и женская гимназии, учительская семинария и некоторые другие специальные училища и школы. В них работают весьма интересные люди — ученые, общественные деятели. Достаточно назвать трех — Ивана Тимофеевича Савенкова, Алексея Сергеевича Еленева и Павла Степановича Проскурякова, вошедших в историю нашего города. Первый, например, известен как родоначальник новой археологии России, открыватель палеолитических и последующих эпох стоянок на территории Сибири, последний — тем, что первым сообщил в печати о наличии Торгашинских пещер в окрестностях города, дал их описание.

Однако, если судить по публикациям, первым у нас в городе принялся за археологические изыскания в ближних окрестностях учитель женской гимназии и учительской семинарии Алексей Сергеевич Еленев. Именно он обнаружил пещерные стоянки в устье Бирюсы, Караульной речки и на Базаихе. Он провел раскопки под сводами каменного кольца под Большим Беркутом, вот в этом самом Эоловом гроте...

Исследуя пещеры на Бирюсе и Караульной речке, Еленев обратил внимание и на пещеры по реке Базаихе. Особенно внимательно он обследовал грот в массиве Такмака, подробно описав его в своем сообщении... «Почва дна пещеры, — пишет он, — состоит из довольно мощного слоя гранитной дресвы, которую я проследил на глубину до 0,5 м, а местами и более; на глубине 0,2-0,3 м... встретились раздробленные кости, жженое железо, уголь, зола, обломки горшков и между прочим — зубы различных животных, железное долото, железная стрела, медное колечко и пластинка, свернутая в трубку, песчаник-точило, куски дерева со следами острого орудия и прошитая береста. Около этой пещеры, ближе к Такмаку, в щели между гранитными утесами, открытой с двух сторон, сверху найдены также кости и черепки горшков. Таким образом, оказывается, что и притакмаковская пещера... служила местом убежища человеку...»

Мы еще раз осматриваем грот и подходы к нему. Замечательное это место. Оно самой природой создано для жизни первобытного человека, недоступно для врагов. Один воин с копьем или луком мог защищаться против сотни вооруженных противников. Вода (снег и лед) в наличии большую часть года. А если еще забрать стенкой один из выходов грота, он превратится в уютное жилище... Лучшего места не найти во всей округе! У первобытного человека тоже, выходит, был вкус к жизни с удобствами, к красоте и комфорту.

Мы приходим теперь под своды грота на Такмаке как в музей. И непременно замечаем копоть столетий на стенах пещеры. Это ведь и в самом деле великолепный памятник древней жизни человечества — музейный экспонат под открытым небом.

М.Величко
«Красноярский рабочий», 22.11.1977 г.

Материал предоставил В.Крейндель

Offered →
Крейндель Виталий Ефимович

Другие записи

Вестник "Столбист". № 2. Сборная края по альпинизму в 1997 году
Сборной командой края в сезоне 97 г. кроме восхождения в Гималаях (см. стр. 1) совершены следующие восхождения: Пик Аксу (5220 м) по сев. стене, 6Б к. сл. (А. Кузнецов, Н. Захаров, В. Александров, С. Суровегин, А. Савинич, Ю. Степанов). За данное восхождение, по итогам года, присуждено пятое место в чемпионате России в техническом классе. Пик...
Люди и скалы
Из прошлого «Столбов»: традиции, нравы, обычаи — Зачем это «Перья» на «Столбах» красят в разные цвета? — А вы слышали, что «Деда» распилили и перевозят в город? Интересно, а где его поставят? Конечно, все — шутка. Но взятая из жизни. Так столбисты разыгрывали новичков. На «Столбах», как и мастерство лазания по скалам, столь же высоко ценились остроумие...
На каком языке “говорят” Столбы?
Наши Столбы — это не только яркая природа, удивительные скалы и их отважные покорители. Именно здесь, в заповеднике, сформировался особый язык — язык столбистов. Его изучением уже много лет занимается доцент Красноярского государственного университета, кандидат филологических наук Лилия Подберезкина. Столбисты — особая общность людей. Это горожане разного...
Вестник "Столбист". № 5. Коммунар
«Первый Столб» состоит из гранитных отдельностей, которых насчитывается девять. Один из таких монолитов на юго-западной стороне утеса носит название «Коммунар» (старое название «Скуфья»). Лаз на него открыл в конце 1907 года слесарь-железнодорожник Фролов. В первый раз он сумел добраться только...
Feedback