Тронин Владимир Александрович

Яркие молнии

Скалолазание

Каждый отдыхает по-своему. Мы в свободное время прилетели в Крым готовить трассы и судить соревнования чемпионата СССР по спортивному скалолазанию. Пока первый троллейбус в тумане идет к Ялте, вспоминаются строки из старой книги: «В 1949 году на соревнованиях по скалолазанию в Ялте впервые приняли участие красноярские столбисты. Из-за незнания правил альпинизма выступили неудачно, но удивили всех оригинальной техникой лазания, быстротой передвижения по трассе, смелостью и отвагой».

Победы к сибирякам пришли позже.

...Рядом с поселком Симеиз — скалы. Здесь уже несколько лет проводятся крупные соревнования, но новые трассы сделать еще можно. У самого моря красивейшая скала «Крыло лебедя» — неприступно отвесная с трех сторон. Всего несколько лет назад на ее стенах с отрицательными участками никто не решался готовить трассы даже всесоюзных соревнований: они считались непроходимыми. Но настало время и для них.

Статьи, очерки, книги о спортивном скалолазании воздают должную славу чемпионам, но совсем незаслуженно забывают о тех, кто готовит трассы высшей категории сложности, И чтобы правильно ее сделать, надо иметь не только специальную подготовку, но и солидную теоретическую базу, до тонкостей знать правила соревнований, все современные направления и уровень подготовки спортсменов с учетом завтрашнего дня.

У скал Симеиза собрались люди из разных мест. Юрий Смирнов из Ленинграда, Владислав Смирнов из Алма-Аты, Сергей Антонов из Москвы. Красноярск представляли судьи республиканской категории, мастера спорта Николай Захаров и Сергей Ченцов, кандидат в мастера спорта Александр Хороших, а также Владимир Лебедев, Василий Быстров и автор этих строк.

Непосвященный зритель равнодушно смотрит на страховочные лебедки, намертво прикрученные к бетонным плитам, на яркие линии ограничений, приклеенные к скале. Он недоволен тем, что слишком далеко от площадок старта и финиша натянуто запрещающее ограждение. Он не знает, сколько труда стоило затащить, укрепить, отрегулировать лебедки для данной трассы, как под «раз-два взяли» поднимались и крепились тяжелые — с многократным запасом прочности — блоки на мощных клиньях, забиваемых в щели на скале. Даже промывка нового троса от заводской смазки превращалась в проблему. Трос стометровый, его можно растянуть только на асфальте. А по дороге каждую минуту идут машины. И бегают эту стометровку судьи — один с банкой солярки, другой с тряпками. В конце работы все чумазые. Зато спортсмены не запачкают свои, в большинстве белые, костюмы.

Пока делали страховку, испытывали ее на все варианты работы, авторы трассы и ее первопроходцы десятки раз «проходили» ее глазами. Блестели бинокли, делались зарисовки. Слышалось: здесь не пройти, там пока неясно, давайте попробуем тут...

Первопроходец пристегнулся к тросу. За ручки лебедки садится опытный судья. Начинается подъем. Все лишние уходят подальше. Идут в работу лом, молоток, железная щетка. Грохочут летящие камни, падают сучья, корни, мох. Если же скала чистая, начинают ее обследовать снизу или по участкам. Отбивают зацепки там, где слишком легко. Делают их там, где совсем не пройти.

Владимир Лебедев из-за травмы не попал в сборную России. Но у него ответственная задача — помочь готовить и показать (пройти первым) длинную трассу мужчин — «гвоздь программы». По лазанию первопроходцев старшие судьи определяют не только примерное место прохождения трассы, но и приблизительный процент тех, кто покорит ее. Думают и о тех, кому она окажется не под силу: высчитываются места возможных срывов, сбиваются острые углы — ниже и рядом. На эти участки обращается особое внимание страхующих. Все они опытны, но в вопросах страховки нет мелочей.

Яркими молниями перечеркнули скалу ленты ограничений на трассах парных гонок и индивидуального лазания. Особенно красива разметка домбайских связок. Красные кружки — промежуточные крючья. Треугольники — пункты приема. Квадраты — места спуска. Но и работы здесь больше. Скала — монолит, щелей нет, простой крюк не забьешь. Вот и долбят стену шлямбуром. Упорно стучат молотками наш Захаров и Смирнов из Алма-Аты. Мы страхуем их на лебедках. Руки на рычагах. Все внимание наверх: ты отвечаешь за жизнь товарища.

Но вот и конец работы. Твой подопечный сел на спусковую веревку. Трос легко сходит с барабана. Дело сделано. Сидим возле свечи: костер разводить нельзя. Звучит гитара. Песни о горах, о скалах и дорогах. Мы поем наши столбистские. Хочется домой. Но завтра первый старт. Парные гонки.

В.Тронин,
судья республиканской категории

Ялта — Красноярск

Материал предоставлен В.А.Деньгиным

Author →
Offered →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич

Другие записи

Капитан, капитан, улыбнитесь
Сибирский характер Красноярец Николай Захаров признан самым техничным альпинистом России Захарова дома не застать — для журналиста это просто наказание. И днем, и поздним вечером телефон откликается заунывными длинными гудками. Такая уж натура — вечно носит по свету, и вширь, так сказать, и ввысь. В Европе ему скучно — больше недели...
Кустари, но не одиночки
Послесловие к трагедии Стихия помешала участникам совместной экспедиции спортклуба «Енисей» и «Красноярского рабочего» совершить зимнее восхождение на пик Коммунизма. Погибли шесть красноярских альпинистов: Юрий Яровиков, Юрий Кузовов, Иван Гамаюнов, Егор Ходырев, Геннадий Масленников и Андрей Винарчук. Тела пятерых из них остались...
Вестник "Столбист". № 3 (15). Мечта летать
КРАСНОЯРСКИЙ ДАЙДЖЕСТ СЛА № 5 Техника СЛА Парамотор Параплан — уникальный по доступности летательный аппарат: Штука баксов, две недели обучения под руководством инструктора, и вы умеете летать! Вниз с горы... А как же полеты под облаками «в Теберду за перламутровой мечтой»? Увы. Сибирь не Альпы, и регулярно летать в термических потоках, а тем более...
Некролог о кончине К.М.Шалыгина
27 декабря 1989 года после тяжелой продолжительной болезни на 74-м году жизни скончался старейший столбист, бывший директор института «Электропроект», персональный пенсионер Константин Михайлович Шалыгин. Свой славный трудовой путь Константин Михайлович начал а 1934 году на «Красмашзаводе». Затем работал в проектном институте «Дорпроект». В 1960 году по поручению...
Feedback