М. Величко

«Я покажу Вам горы…»

О художнике без слов говорят его работы. Гляди и увидишь, плох он или хорош. Плоды работы фотомастера Владимира Александровича Сковородникова — фотографии, выставленные сегодня в Выставочном зале на улице Сурикова. Сто снимков: пейзаж и жанр, портрет и натюрморт, снова пейзаж, и все они выполнены не просто с любовью, я бы сказал, с восторгом перед уникальной красотой природы, человека, вещи. Все работы фотохудожника свидетельствуют о горячем сердце, об отзывчивости на добро и ласку. Кажется, Владимир торопится запечатлеть момент неординарной жизни и скорей показать его всем: товарищам, с которыми выстраданы пути в горы, друзьям, которые в горах никогда не были, но, посмотрев картины альпиниста-фотографа, непременно упакуют рюкзак и отправятся на Памир, Тянь-Шань, в Саяны, чтобы самим увидеть потрясающую горную экзотику.

Нет, у человека равнодушного ничего такого никак получиться не сможет. Владимир любит все то, что он снимает, и понимает толк в красоте. А человек, который бывал в горах и знает, как дается на высоте каждый шаг, наверное, добавит к сказанному: а еще есть у художника воля и силы работать там, где другие пасуют. Ему их надо на восхождении много больше, чем всем другим, у него и вес за плечами побольше, чем у других.

Вот они перед нами — сто картин, выполненных на высотах в пять, шесть, семь километров над уровнем моря, где всегда зима, даже в самой середине июля, да и не просто зима, а с пургой, с туманами, со шкалой жесткости, характерной разве только для зимнего Заполярья.

О трудоспособности Владимира Сковородникова говорит и тот факт, что только из походов лета 1987 года он привез домой более семисот негативов, каждый из которых мог бы стать вот такой же картиной, как те фотографии которые сегодня висят на стенах Выставочного зала.

— В горы я пошел впервые только четыре года назад. В первые годы я только присматривался к ним, приноравливался, что да как. Потом стал снимать. Много снимал на слайды. И только в прошлом году понял, что лучшие снимки гор для меня — черно-белые. Именно черно-белая техника в состоянии передать все, что мне хочется в фотографии рассказать о горах, — рассказывает Владимир.

И нет сомнения — показать горы во всей их зовущей красоте ему удалось. Я смотрел выставку и думал, что сюда детей приглашать надо, чтобы и они зажглись желанием увидеть горы, желанием снимать.

Это не первая выставка Сковородникова. Его фотоработы были многократно экспонированы на краевых «Горизонтах Красноярья», была и персональная выставка. Но это первая его выставка, посвященная одной теме — горам. И покорителям гор.

Помимо горячего сердца, есть у Владимира еще не одно качество, да сказать хочу об одном — жадность, жажда увидеть как можно больше и как можно скорее. Так, только летом 1987 года он успел побывать на заснеженных вершинах Цаган-Шибету в майской Туве, в горах Памиро— Алая, в Фанских горах Таджикистана, на Тянь-Шане, побывал на первом своем семитысячнике — на пике Ленина. И все в одно лето.

— В будущем году, — говорит Владимир, — возьму с собой другую технику — среднеформатный фотоаппарат. Буду снимать на черно-белую и цветную пленку.

Выходит, опять та же жажда увидеть как можно больше и сделать лучше и быстрее.

Мне кажется, вся творческая жизнь Володи Сковородникова развернулась у меня перед глазами. Давно ли был напечатан в краевой газете первый снимок Володи-десятиклассника, давно ли в редакции «Красноярского рабочего» ответственный секретарь показал мне только что пришедшие в редакцию снимки совсем молодого человека, на которых были запечатлены, талантливо, городские гости — свиристели. Тогда я написал маленькую заметку к ним. Давно ли была его первая персональная «Моя земля — мое вдохновение», а в ней наши Столбы и Саяны; в цвете и в черно-белой технике — изогепия, соляризация, графика. И вот новая выставка — выставка на одну тему, выставка Володиного юбилейного года — в лето съемки этих мотивов ему исполнилось тридцать лет. Он говорит:

— Уже тридцать лет... А я скажу:

— Только тридцать!..

У него все впереди, все впереди — и горы, и леса, и, кто знает, что еще у него впереди... Гималаи? Северный полюс? Антарктида?

М. Величко

«Красноярский рабочий», 04.05.88 г.

Материал предоставлен Сиротининым В. Г.

Author →
Offered →
М. Величко
Сиротинин Владимир Георгиевич

Другие записи

Взгляд
Люблю работы спортивных фоторепортеров. За эмоциональность. За гуманизм. За красоту. Они не похожи друг на друга. Совсем разными могут быть снимки фотомастера с районного первенства «Золотой шайбы» и финального поединка Олимпийских игр. Их невозможно как-то классифицировать. Разве что поделить на две группы: хорошие фотографии и плохие. И чтобы поймать то самое неповторимое...
Вестник "Столбист". № 10 (22). Эверест-1999
Публикуем справку о взошедших в закончившемся сезоне на высшую точку планеты С Северной стороны вершины Эвереста достигли 45 человек и все по классическому маршруту через Северное седло: Китай — 10 человек, Непал — 7, США — 4, по 3 из Украины, Грузии, Польши, по 2 из Италии, Финляндии, Южной Африки и по 1 из Австралии, Аргентины, Бельгии, Германии, Испании, Мексики, Португалии,...
Вестник "Столбист". № 8 (20). Столбы: Юбилеи
Восхожденью целый век. Вижу как теперь я, Как отважный человек Первый встал на Перья. Тех столбистов больше нет, Грустно шепчет осень... Только скалы за сто лет Не стареют очень. Геннадий Тептин Лапти — обувь столбиста.Сто лет назад, летом 1899 года, на вершину утеса Перья впервые поднялись люди...
Где вы, «Беркуты»?
Уважаемая редакция! Прочитал в вашей газете статью Л.Асташкиной «Если бы камни говорили» . И пишу потому, что до сих пор считаю себя «столбистом». В Красноярске не живу с 1951 года. Но за 21 год раз 15 был на «Столбах». В прошлом году водил в заповедник своих детей. Они были потрясены красотой скал и мужеством «столбистов»... Навыки,...
Feedback