Т.Величко «Красноярский рабочий»

Туристы в заповеднике

Елена Александровна Крутовская отдала заповеднику «Столбы» более сорока лет своей жизни. Славная достопримечательность Красноярска была неотъемлемой частью ее жизни, ее болью и любовью.

Сегодня «Красноярский рабочий» публикует отрывок из записей Елены Александровны, которые она аккуратно вела до последних дней. Уже более двух лет нет ее с нами. Но проблемы, волновавшие ее, не потеряли своей актуальности и сегодня

Проблема «заповедник и туризм» в первую очередь - педагогическая. Если уже сегодня не возьмемся всерьез за воспитание нашей смены, не научим ее хозяйскому, бережному отношению к природным богатствам, завтра наши дети могут очутиться на голой, нищей планете.

Об этом много говорится и пишется, это стало уже общепризнанной истиной. Но где же воспитывать такое отношение к природе, как не в туристских походах, где горожанин часто впервые сталкивается лицом к лицу с природой, и где самые наболевшие вопросы ее охраны ставятся перед ним самой практикой туристского быта?

Легче и лучше всего такое воспитание может быть осуществлено в заповедниках (пусть не во всех, а в тех из них, где туризм вошел в традицию). Тот вред, который при этом будет причинен природе, окупится сторицей. В этом смысле заповедник можно сравнить с хорошей умной книгой. Как важно, чтобы эту книгу вдумчиво и внимательно прочитало как можно больше людей.

Тем, кто видит в туризме смертельное зло для заповедников, можно привести как доказательство противного наш заповедник «Столбы». С самого момента организации и на протяжении всей своей истории заповедник имеет дело с туризмом - организованным и неорганизованным. Площадь его - 47 тысяч га, посещаемость туристами не менее 100-150 тысяч в год. И так было в течение всех 50 лет его существования.

Казалось бы, от заповедной природы должно сегодня остаться «место пусто». Однако этого не произошло. Недостатков в работе заповедника немало, и все же с уве­ренностью можно сказать, что за столь долгие годы заповедник нашел формы мирного сосуществования с туризмом, которые позволили ему сохранить свои богатства.

В то же время он сумел стать для многих поколений туристов «школой поведения в гостях у природы» - форпостом пропаганды охраны природы. По выполнению своих заповедных задач «Столбы» числятся в первой пятерке - это говорит само за себя.

Живой уголок «Приют доктора Айболита» писатель С.Смирнов назвал некогда «отделом пропаганды» заповедника. Главным богатством уголка всегда было совершенно исключительное отношение к нему посетителей: его поддерживали, ему помогали в работе «болельщики» буквально во всех концах нашей страны.

Давно уже носится в воздухе идея перевести заповедник «Столбы» в разряд национальных парков.

Прежде чем красноярцы решат, что для них лучше - заповедник или национальный парк, им нужно уяснить разницу между этими понятиями. Коротко: заповедник - это участок природы, где полностью запрещено всякое хозяйственное использование природных богатств. Основная задача заповедника - сохранить природу в неприкосновенности, как эталон на будущие времена.

Национальный парк, наоборот, создается для людей - для того, чтоб ныне живущие могли любоваться уникальными красотами природы, отдыхать здесь, воспитывать детей в любви к природе. Так это должно быть.

Если бы я была уверена, что так будет, я бы голосовала за национальный парк. Не, увы, национальный парк - это еще и хозрасчет, а хозрасчет - это платный вход, кемпинги, прокат палаток, а значит, и неорганизованный туризм, который как раз труднее всего «держать в рамках».

Это еще и всяческие аттракционы для туристов - все, что при плохом хозяйничании неизбежно и непоправимо губит природу. Директору парка нужно быть и хорошим хозяйственником, и понимать, что такое охрана природы, и знать, как учить людей быть подлинными ее хозяевами.

Национальных парков у нас в стране пока почти нет. Практикой это дело не проверено, опыта в нем мы пока еще не имеем. Поэтому я решительно против того, чтобы сегодня наши любимые «Столбы» стали национальным парком. Боюсь, что это будет их гибелью.

Но почему так уж необходимо выбирать или-или? Учитывая почти вековые традиции нашего заповедника, его своеобразие, надо просто сохранить существующий здесь давным-давно туристско-экскурсионный район.

Заповедники должны стать не только эталонами природы, но и эталонами коммунистического, ленинского отношения к природе. На сегодняшний день воспитательная работа с массами в большинстве заповедников в плане их работ находится на последнем месте или вовсе отсутствует. Но в отрыве от масс заповедники, как показала практика, бессильны выполнить свою основную задачу - охрану природных богатств.

Тем и ценны заповедники для воспитания масс, что они не просто места отдыха и развлечений. В них ведется (или должна вестись) интересная работа, там живут и трудятся люди - энтузиасты своего дела, умеющие «заразить» молодежь своей любовью к родной природе.

На территории заповедника туристы попадают в совершенно особый мир с очень высокими требованиями, с законами, которые они во все время пребывания в заповеднике обязаны выполнять.

Злостных нарушителей законов охраны природы среди молодежи немного - десятки. А сотни и тысячи становятся таковыми просто потому, что они еще сами не выяснили для себя своего отношения к природе, не научились вести себя наедине с ней.

Инструкторы тургрупп мало способны помочь им в этом. Они набираются на сезон, «с бору по сосенке» и нередко абсолютно невежественны в вопросах охраны природы, не считают эти вопросы даже заслуживающими внимания.

Итак, на наш взгляд, в заповеднике должен быть сохранен открытый туристско-экскурсионный район. Строительство туристских баз может осуществляться, как правило, за пределами заповедника. Открытый туристско-экскурсионный район призван стать центром культурно-просветительной и воспитательной работы с массами.

Здесь надобно создать Музей природы, экспозиции которого должны не только показывать богатства природы, но и - главное! - широко пропагандировать идеи ее охраны. Кроме того, желательно иметь дендрарий, вольеры с дикими обитателями заповедника.

Словом, имеющиеся последствия рекреационной нагрузки минимальны и легко могут быть устранены, пока «Столбы» являются заповедником. Рекреационная нагрузка - не препятствие и для научной деятельности. Это не случайно, что при пиковых нагрузках посещений в 60-х годах был наивысший расцвет и научной работы на «Столбах».

Заповедники и туризм - понятия вполне совместимые. Все зависит от отношения дирекции заповедника к туризму.

Публикацию к печати подготовила

Т.Величко

«Красноярский рабочий», 18.01.87 г.

Материал предоставлен Сиротининым В.Г.

Author →
Offered →
Т.Величко «Красноярский рабочий»
Сиротинин Владимир Георгиевич

Другие записи

Похождения несостоявшегося солдата из Базаихи
Этот рассказа, едва ли не исповедь, был мною услышан на Столбах, в избушке Сакля. Морозным будним вечером я ушел туда от городских суетных забот, чтобы побыть пару дней одному, привести в порядок мысли свои и чувства, и был неприятно поначалу удивлен, застав в избе незнакомца, довольно пожилого, как мне тогда...
Столбы, Столбы...
Когда идешь по скале один и нет веревки, которая простит «ошибку», ты за ошибку можешь ответить жизнью. Но, когда я лазал по скалам на красноярских Столбах, рядом всегда были люди, которые знали эти скалы наизусть и которые подсказывали мне, как использовать малейшую зацепку камня, ибо на сложных ходах надо...
Танец смерти над Эверестом
Необычное путешествие Полет на воздушных шарах через Гималаи, пожалуй, действительно увидишь не часто. Впрочем, все по порядку. Удивительную историю рассказал мастер спорта по альпинизму и скалолазанию Владимир Лебедев, возвратившись из экспедиции восхождения на вершину Чо-Ойю (8201), что в Гималаях. Познакомился он там с группой английских и австрийских путешественников, которые на двух воздушных...
Читатели - о «Столбах»
Вопрос, каким быть заповеднику «Столбы», многие месяцы обсуждавшийся на страницах «Красноярского рабочего», так и остался открытым. Пожалуй, так это и должно было быть. Неисчерпаем интерес красноярцев к любимейшему месту отдыха. Бесконечна их забота о том, чтобы прекрасный уголок природы жил и не становился хуже, а наоборот, приобретал все более...
Feedback