Спортзал под открытым небом или живой уголок природы?
Полемические заметки после собрания
Хорошо помню первое — организационное собрание общества столбистов, которое состоялось в январе прошлого года. Во Дворец культуры 1 Мая пришли тогда и стар, и млад. Сколько было радости, оживления!.. Всех интересовали вопросы об отмене ограничений в туристско-экскурсионном районе заповедника, возможности свободного отдыха и лазания по скалам. Мы верили, что вновь воскреснут старые столбистские традиции, которые всегда имели большое значение в организации активного отдыха красноярцев, воспитании физически развитых, здоровых и смелых людей. Во многом благодаря Столбам учились мы любить и родную природу. Планы, предложенные обществом столбистов, понравились всем. У него будет свой штат, появятся сотни добровольных помощников, которые общими силами обеспечат чистоту и порядок в туристско-экскурсионной зоне заповедника, помогут сохранению природных богатств Столбов.
И вот пролетел год. Тот же зал Дворца культуры 1 Мая. Люди пришли на второе собрание общества столбистов. Но как их оказалось мало!.. Зал был почти наполовину пуст, а многие, не дождавшись конца собрания, тоже разошлись по домам... В чем же причина?
Любое общество сильно людьми увлеченными, преданными своему делу. Казалось бы, недостатка в пополнении у столбистов не будет. Брось только клич, и под знамена нового общества соберутся не то что сотни — тысячи добровольцев, горячо преданных Столбам. Однако нельзя забывать: сегодня столбистское движение совсем не то, что было вчера. Изменились время, запросы людей, требования, изменились наши представления об охране природы. Значит, и в своей работе оргкомитет и правление общества столбистов должны были опираться не только на традиционные, хорошо знакомые методы, но и настойчиво искать новые. Оказалось, что и для привлечения в это общество нужна хорошая агитация.
Что сегодня в активе общества столбистов? В основном — бумажная работа да еще бесконечные споры, выяснение отношений с дирекцией заповедника «Столбы». Правда, организовано три субботника в туристско-экскурсионном районе... Но разве их не проводили раньше, до создания общества? А вот главного нет: не зарегистрировано ни одной первичной ячейки, на основе которых и должна была бы вестись вся просветительская работа. Все общество — это оргкомитет да правление. А где же опытные инструкторы в самом заповеднике? Они должны передавать свои знания и мастерство молодым, а также обеспечивать безопасность на скалах. Вспомним, сколько за последнее время произошло несчастных случаев на Столбах и причина их — незнание техники скалолазания, особенностей того или иного хода, отсутствие рядом старших, опытных товарищей. Короче, сомневаться не приходится: чтобы возродить традиции столбизма — надо быть ближе к народу, идти в массы. А этого как раз и нет.
Более того, все нагляднее проявляется стремление уединиться, создать некое «закрытое», привилегированное общество. Еще нет четких принципов работы с людьми, зато есть список избушек, которые общество построит в заповеднике. Причем не только в открытой зоне ТЭР. В договоре, который столбисты представили дирекции заповедника, они оговаривают за собой свободный доступ на всю территорию Центральных Столбов, включая Дикие Столбы, Развалы и Манскую стенку. А ведь это закрытая часть заповедника, куда доступ посетителям вообще запрещен. О какой просветительской работе там может идти речь? И уж совсем недопустимо проводить в закрытой зоне тренировки, соревнования и сборы по спортивному скалолазанию. Надо четко сознавать: или нам нужен спортивный зал, или мы хотим сохранить чудесный уголок родной красноярской земли. Одно другое исключает.
Большую часть своего времени столбисты тратят на то, чтобы заменить дирекцию заповедника и поставить во главе «своего» человека — одного из представителей общества столбистов. При этом как-то забывается, что любая дирекция, кто бы ее ни представлял, обязана прежде всего строго соблюдать существующее положение о заповеднике. Не заботой о строительстве новых избушек должны быть проникнуты сейчас устремления столбистов, а желанием помочь разработать и утвердить новое положение о нашем заповеднике, в котором бы сочетались научно-исследовательская работа и организация общественных мероприятий. Только на этой основе можно разрабатывать устав самого общества. Причем включать в сферу своего внимания не только заповедник, но и зеленую зону Красноярска вообще.
Бурное развитие промышленности в краевом центре не обойдет и не обходит Столбы. С каждым годом поток людей в заповедник будет увеличиваться, если город не создаст новых привлекательных зон отдыха и занятий спортом. Мало где еще есть такое замечательное разнообразие, как у нас: тайга, горы, реки!.. Надо научиться все это разумно использовать. Подумать, может быть, о создании национального парка на территории края, где бы могли отдыхать не только красноярцы, но и жители других городов... У общества столбистов достаточно энергии, чтобы привлечь к этой работе широкое общественное внимание. Думаю, без такого комплексного подхода его деятельность не будет по-настоящему целенаправленной. Сегодня уровень экологической культуры города невозможно измерять любовью лишь к одному природному объекту, как это было совсем недавно. Согласитесь, об отношении красноярца к природе мы зачастую судили по тому, как он относится к Столбам. Что и говорить, от такого подхода воздух в городе и наши реки чище не стали... К слову, и на Столбах тоже.
О том, что необходимо разработать механизм, регулирующий поток посетителей в заповедник, мы часто говорим на заседаниях краевого общества краеведов, членом которого я состою. К примеру, на одном из них были вынесены такие предложения.
Расширить территорию заповедника вдоль реки Маны, улучшив тем самым ее водный режим. Всю территорию Столбов разбить на три зоны: закрытую (Нижне-Калтатский район, район Диких Столбов, Развалы, районы Манской стенки и Манской бабы), где запретить любую хозяйственную деятельность, строительство избушек и спортивных баз, проведение тренировок, сборов и соревнований; спортивного скалолазания (Такмаковский район со всеми скалами) и эстетическую — в районе Центральных Столбов. Ее надо рассматривать как своеобразный музей природы и историко-революционных традиций, а также возрождать здесь столбистские традиции.
Что касается избушек, то их должно быть ограниченное количество. Они станут опорными базами общественных помощников заповедника, которые будут вести экологическую пропаганду, воспитывать у начинающих столбистов чувство любви к заповеднику, передавать основы скалолазания, привлекать наиболее способных ребят в спортивные секции. Чтобы строительство избушек не стало массовым, закреплять за каждой из них целый район заповедника. При этом хозяин избушки (допустим, то или иное промышленное предприятие, общество столбистов и так далее) обязан вносить ежегодную арендную плату, вести все восстановительные работы в закрепленном за ним районе, содержать его в чистоте, ликвидировать ненужные тропки — в общем, быть хозяином не на словах, а на деле.
Думаю, стоит подумать и о палаточном городке под горой Пыхтун, где отдыхающие смогут получить весь необходимый инвентарь и снаряжение, остановиться там на ночь. Содержать его вполне по силам кооперативу, который, кстати, тоже может организовать общество столбистов. Вообще, разговор об укреплении материальной базы заповедника особый, и в условиях, когда другие предприятия переходят на самоокупаемость и самофинансирование, об этом надо серьезно думать. Почему бы не сделать платным вход на территорию музея-заповедника и в живой уголок? Добавим к этому платные экскурсии, ежегодную арендную плату за избушки, поступления от различных мероприятий, проводимых заповедником, — и наберется солидная сумма, которая пойдет на содержание специальной хозяйственной службы. Выиграют от этого и туристы, и природа заповедника.
Хочу остановиться еще на одном направлении, где тоже нужны силы, знания и энергия столбистов. Это участие в разработке научных мероприятий, цель которых — создание своеобразной модели отдыха в туристско-экскурсионном районе. В ее основу должно быть положено не сохранение природы в первозданном виде, как это делается в заповеднике, а организация района с учетом того, что здесь бывает много людей, особенно в выходные дни и летом.
Несколько слов о живом уголке, судьба которого не может не волновать красноярцев. Сейчас в обществе столбистов появился счет, на который красноярцы могут перечислить деньги для живого уголка. Первые взносы уже поступили. Однако не слишком ли трудоемкой будет операция, ведь потом так или иначе надо передавать эти деньги заповеднику, на балансе которого находится уголок. Не проще ли сразу перечислять их на счет заповедника?.. Короче, вопросов пока больше, чем ответов.
Но столбисты, по-моему, не спешат отвечать на них. Правление больше решает какие-то свои, внутренние проблемы, и то, что оно отошло от живой работы, хорошо почувствовали люди, которые пришли на второе собрание общества. Потому и не задержались многие из них в зале. Манят Столбы, а не разговоры вокруг них.
К. Шалыгин,
внештатный корреспондент
«Красноярского рабочего»
«Красноярский комсомолец», 02.04.88 г.
Материал предоставлен Сиротининым В. Г.
Offered →
Сиротинин Владимир Георгиевич