Специализированный турклуб: "За" и "Против"
«Наш краевой спелеоклуб просуществовал почти четверть века. И вот теперь, когда накоплен ценнейший опыт, сложился коллектив энтузиастов, родились традиции, Красноярский совет по туризму и экскурсиям вдруг решил нас расформировать. Единственный довод - инструкция, которой подобные специализированные клубы не предусмотрены». Такое вот письмо получила редакция из Красноярска
Улица Мира, 98, глухой внутренний двор. Под ветхим низеньким навесом - крутой спуск в глубокий сумрачный подвал. И вдруг за дверью открывается просторный, залитый светом зал - главное помещение клуба спелеологов. На стенах - плакаты, пропагандирующие деятельность клуба и спелеотуризм. Специальный стенд пестрит объявлениями: о теме очередного клубного часа, о заседании маршрутной комиссии, о предстоящей экспедиции. Встречаются и объявления с улыбкой вроде «Меняю детскую коляску на маленький рюкзак». Рядом свежий номер стенной газеты, которую члены клуба всегда ждут с нетерпением.
Здесь все знают обо всех и привыкли делиться радостью и заботами, хотя клуб объединяет не только людей разных профессий, но и различных по возрасту - от школьников до солидных отцов семейств.
В клубе все сделано руками самих туристов. Сделано любовно. И предельно рационально. В сравнительно небольшом подвале помимо «гостиной» спелеологи умудрились выкроить место для инструкторской комнаты, мастерской, склада с прокатным снаряжением (прокат бесплатный), библиотеки и даже водолазной с небольшим бассейном!..
Вся жизнь клуба подчинена строгому распорядку. Скажем, каждый вторник - выпуск групп на маршруты. Каждый четверг - клубный час, на котором решают самые важные дела, заслушивают отчеты дежурных, которые несут вахту по неделе, ежедневно с 18-ти до 23-х. И все, естественно, после основной работы. Дежурный - связующее звено между ушедшими на маршруты группами и спасательным отрядом «Спелеолог».
Отряд - законная гордость клуба. Он состоит из энтузиастов и тоже действует на общественных началах. Квалификация членов отряда такова, что к ним и только к ним обращаются люди, если где-то в пещерах края случится с человеком беда. Такие звонки, к счастью, редки, но два-три ЧП в году все же бывают. (Ведь пещеры манят не только опытных спелеопутешественников). Не более часа требуется тогда спасателям, чтобы собраться и отправиться к месту происшествия.
- Избежать ЧП помогает всесторонняя подготовка каждого спелеотуриста, надежность используемого им снаряжения, - убежден председатель клуба, один из его ветеранов, преподаватель вуза Юрий Иванович Ковалев. - Успешно решать эти задачи разрозненным секциям не под силу. Нужен центр, аккумулирующий необходимую информацию, опыт, кадры, снаряжение. Вот какие цели преследовали мы, когда на базе самой мощной из секций города создавали краевой спелеоклуб.
И клуб родился. В 1966-м он был официально утвержден президиумом совета по туризму как краевой клуб спелеологов, а в 1971-м узаконен президиумом крайсовпрофа. В постановлении последнего четко обоснована целесообразность вновь рожденной общественной организации.
Результативность деятельности клуба превзошла самые радужные прогнозы его создателей. Судите сами. За минувшие годы активисты клуба исследовали свыше 500 пещер, расположенных на территории края и в других регионах страны. Среди открытий - пещеры Напра (глубина 970 м), Ноктюрн (462), Пионерская (800). Красноярцы успешно штурмовали Коляжинский провал, вели комплексные исследования карстового района на плато Арабика над Гаграми, прошли до дна одну из сложнейших подземных систем - Снежную. Всего же на счету красноярцев более 200 экспедиций.
Еще в 1967 году на базе клуба была организована первая в стране школа спелеоподводников. Тогда же была начата работа над усовершенствованием конструкций аквалангов, используемых при преодолении в пещерах водных преград - озер и сифонов. Так появился на свет необычный трехбалонный акваланг с разнесенной (с двумя легочными автоматами) системой дыхания, что позволило значительно повысить надежность аппарата. Заодно клубные умельцы скроили и улучшенную модель «сухого» гидрокостюма. Он практически не стесняет движений ни в воде, ни на суше. А за разработку удобного и легкого подводного освещения и малогабаритного телефона общественные конструкторы клуба были удостоены в 1978 году наград на Всесоюзном конкурсе самодеятельного спелеотуристского снаряжения.
Симбиоз спелео- и легководолазных знаний и навыков дал высочайшее мастерство. Читаю благодарственное письмо Красноярского судоремонтного завода клубу «за помощь в проведении подводных работ по очистке дна в акватории порта, подъему кильблоков плавучего дока и прокладке подводной траншеи для коммуникаций» (весна 1981 года).
«Благодарим клуб за активное участие в сборе и подготовке материалов для кадастра крупнейших пещер СССР и для атласа крупнейших пещер мира. Многолетняя деятельность вашего клуба по поиску и исследованию карстовых пещер в различных районах страны неоднократно приводила к крупным открытиям и дала клубу широкую известность и высокий авторитет в общественных и научных спелеологических кругах страны». Это из письма А.В.Климчука, председателя комиссии крупнейших полостей, члена бюро секции спелеологии Научного совета по инженерной геологии и гидрогеологии Академии наук СССР.
«Долгую и плодотворную совместную работу наш институт ведет со спелеологами Красноярска. Научное обследование пещер позволило сформировать в фондах музея института уникальную в масштабах Сибири палеозоологическую коллекцию. Предварительные итоги этого многолетнего сотрудничества были опубликованы в виде докладов на международных спелеологических конгрессах в Чехословакии и Англии, в ряде академических изданий нашей страны» (из письма А.П.Деревянко, члена-корреспондента АН СССР, доктора исторических наук, директора Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР).
«Научный отдел и дирекция госзаповедника «Столбы» выражает глубокую признательность группе спелеологов под руководством Л.Я.Осадчука из Красноярского спелеоклуба за помощь в проведении исследований спелеофауны пещер Приенисейского карстового участка в 1982-1984 годах». С.Н.Чаплыгин, директор госзаповедника «Столбы».
В 1969 году красноярцы совместно с новосибирскими спелеологами участвовали в экспедиции в Польскую Народную Республику. Вскоре установились у сибиряков творческие контакты со швейцарским спелеоклубом. О достижениях красноярских спелеологов сегодня знают в Болгарии и Венгрии, Чехословакии и Канаде.
А вот как оценивают их вклад коллеги по увлечению у нас в стране. «Беремся утверждать, что Красноярский клуб, - пишут в редакцию журнала спелеологи из Владивостока, - один из ведущих в стране. И, возможно, единственный в своем роде. По масштабам полезной деятельности клуб этот давно вышел за рамки даже краевого. Он помогает секциям Хабаровска, Иркутска и нам, дальневосточникам. Наши связи имеют десятилетнюю традицию. Скажем больше: все, что мы достигли, в том числе участие в сложных экспедициях, - заслуга красноярцев»...
Не считаться с огромным положительным багажом, накопленным общественниками, нельзя. Однако сделать вид, будто всего этого нет, называется, можно. По крайней мере, такую неблаговидную попытку предприняли некоторые ответственные работники краевого совета, которым по долгу службы надлежит пестовать инициативу общественности, своего актива.
- Что они (клуб) там делали на край и вообще, мы не нашли (?!), - не моргнув глазом, заявил мне заведующий отделом самодеятельного туризма краевого совета М.Долгонос. - Спелеология! Спелеология!.. Самый немассовый вид. Разговоров больше.
Заместитель председателя совета по туризму и экскурсиям Ю.Башкиров высказался осторожнее. Он признает за спелеологами богатый опыт, ценность их работы, но считает необходимым привести клуб «в соответствие» с требованиями ЦСТЭ. При этом Башкиров скромно умолчал об истинных причинах того, почему Типовое положение о туристских клубах, утвержденное еще в 1976 году, краевой совет взялся так рьяно реализовывать спустя... восемь лет!
Что здесь: следование инструкциям свыше или отстаивание позиции в интересах дела? Увы, ни то, ни другое, а личный неконтакт между Ю.Башкировым и руководителями клуба, переросший, похоже, в стойкую неприязнь, взаимонедоверие. Сейчас, вероятно, сами «враждующие» стороны с уверенностью не вспомнят первопричину. То ли кто-то из общественников, заходя в кабинет ответственного работника, позволил себе по старой дружбе обратиться на «ты», да еще без отчества. То ли не поздоровался первым.
- Из-за мелочей перестали понимать друг друга, - признался и сам Ю.Башкиров.
Молодому руководителю проявить бы здравомыслие, не создавать конфликт. Но возобладало чувство оскорбленного администратора. И Ю.Башкиров направил в крайсовпроф от имени совета письменное ходатайство о ликвидации клуба. На это ему ответили, что необходимо найти форму сохранения клуба без изменений его прав и функций.
А тут из Центрального совета по туризму и экскурсиям подоспело письмо с просьбой высказать предложения по улучшению работы с общественностью. Ю.Башкиров подготовил документ, в котором сообщал о «создании» четырех новых районных клубов Красноярска. Все вроде подкреплялось соответствующими справками о количестве жителей и наличии требуемых помещений. Но вот странная вещь: один из этих новорожденных клубов - Центрального района - должен был находиться по адресу: «ул.Мира, 98». Ссылки на то, что там все еще существует никем не упраздненный краевой спелеоклуб, не было. Документ ушел в Москву.
Узнав об этом, прямо скажем, не очень ловком шаге зампреда совета, секретарь крайсовпрофа Е.Ратанова вынуждена была напомнить Ю.Башкирову, что совет не мог, не имел права так поступать с краевым спелеоклубом. Он должен был лишь выступить с ходатайством о реорганизации клуба, а решать - крайсовпрофу, ибо утверждал клуб своим постановлением он.
Если договоримся о взаимодействии и взаимопонимании, - заявил на встрече с общественностью клуба Ю.Башкиров, - то начнем поиск путей сохранения вашей организации.
Под «договоренностью» подразумевалось согласие спелеологов втиснуться в рамки обычного районного клуба. «Будем выдавать вас за районный клуб туристов». И уже выдают. В официальном ответе совета по туризму и экскурсиям крайсовпрофу сообщается, что «Краевой совет действительно принял решение о реорганизации краевого клуба спелеологов в туристский клуб Центрального района Красноярска с сохранением видовой специализации».
Заведующий отделом совета М.Долгонос так разъяснил мне суть этого документа:
- Фактически те же самые люди продолжат заниматься тем же самым делом, только в рамках организации, по-другому названной.
Что может дать такая, с позволения сказать, «реорганизация»? О каком улучшении работы с общественностью можно здесь вести речь? Заведующий отделом спорта и туризма крайсовпрофа В.Павлушин так расценивает сложившуюся ситуацию:
- Проблема состоит из двух частей - структурной и правовой. Если отнестись заинтересованно, бережно, уверен, проблему можно решить. А совет вместо поисков решения накапливает против клуба чуть ли не досье. Но давление - не лучший способ воспитания общественности. Мы говорим: форму клуба надо оставить такой, какой она была до реорганизации. Только четко обговорить при этом, что клубу можно, а чего нельзя. Тот же счет, который сейчас закрыт, можно клубу разрешить, но строго контролировать приход-расход, чего сам совет раньше почему-то не делал, хотя был обязан.
Подытожить хотелось бы разговором, который состоялся в краевом комитете партии с инструктором, курирующим вопросы туризма, М.Дивногорцевым:
- Мы работникам совета прямо говорили: не ломайте то, что сделано до вас, если не нашли лучшей формы. Конечно, Ю.Башкиров - еще молодой руководитель краевого уровня. Многие его просчеты - от однобокого восприятия информации. Весь конфликт, похоже, держится на амбициях отдельных работников совета. А клуб заслуживает того, чтобы его сохранили...
Так все же быть или не быть краевому клубу? Чье же еще необходимо веское мнение, чтоб было, наконец, не просто сказано ответственное слово, но и принято не менее ответственное решение - быть!
Ю.Назаров,
наш спец. корр.
г. Красноярск
От редакции:
В корреспонденции Ю.Назарова из Красноярска затронута достаточно острая проблема, касающаяся дальнейшего развития самодеятельного туризма. Красноярский клуб спелеотуризма - далеко не единственный коллектив подобного типа. Многие годы существует клуб горного туризма в Крыму. Большой популярностью в Риге пользуется клуб семейного туризма. Десятки энтузиастов велосипедных походов объединил туристский клуб одного из районов Ленинграда. Подобные инициативные объединения людей, увлеченных определенным видом туризма, продолжают возникать. Они быстро перерастают отведенные им изначальные рамки секции, районного и даже городского клубов. И это закономерно. И ценно, ибо такие клубы аккумулируют опыт, на деле становясь всесоюзными учебно-методическими центрами.
Думается, настала пора изучить накопленный общественниками опыт. Важно определить наконец статус самодеятельных специализированных клубов. Вероятно, это потребует внесения определенных поправок в существующее Положение о туристском клубе, которое было утверждено много лет назад. Слово за управлением самодеятельного туризма ЦСТЭ.
Журнал «Турист», № 10, 1985 г.
Материал предоставлен В.А.Деньгиным
Offered →
Деньгин Владимир Аркадьевич