Письмо в редакцию
Уважаемая редакция!
Не могу не поделиться радостью, которую доставила мне и многим красноярцам опубликованная в Вашей газете статья «Лесной детдом». Хотя о Елене Александровне Крутовской, о деле ее жизни писалось немало, но не помню такого меткого и глубокого выступления. Авторы отлично вошли в тему и при всей конкретности своего подхода за ведомственными спорами разглядели проблему нравственную и, если угодно, философскую. Я бы назвал ее проблемой возмездия за добро. Причудливая диалектика жизни порой срабатывает по неосновному закону, отвечая на доброе дело до обидного несправедливой реакцией. И, мысленно взвешивая все, полученное Е.А.Крутовской в ответ на сделанное для людей, на одну чашечку весов надо положить признательность, восторг десятков тысяч посетителей и следствие этого — орден «Знак Почета», а на другую — равнодушие, палки в колеса, а то и попытки ликвидировать «Приют имени доктора Айболита» или превратить его в заурядный зверинец где-нибудь на окраинах Красноярска. Но «Лесной детдом» не подходит под стандартную мерку, в чем блестяще убеждают читателя С.Кифуряк и Т.Величко. Им даже удалось отразить то, что далеко не сразу осознает человек, пришедший в Живой уголок впервые — удивительный психологический микроклимат, который завораживает посетителя, ставит его в новое отношение к «меньшим братьям». Такой микроклимат формируется всем, в том числе и надписями, так удачно процитированными в газете и размещением животных и природным фоном. Здесь в одной клетке уживаются волк и собака, заяц и кролик, рысь и кошка. Так веселее тем и другим. Здесь звери не только отлично ухожены, но и воспринимаются в обрамлении столбовского пейзажа волшебной красоты, как его составная часть, органическое продолжение. Но этой красоты не видно из кабинетов, где рожаются планы вытеснения Живого уголка из заповедника. В ином же месте утратится эстетический эффект, животные оторвутся от родной природы и потеряют то доверие к человеку, которое упорнейшим трудом формирует маленький коллектив энтузиастов.
Чтобы работать в данном коллективе, надо отказаться от многих современных удобств и удовольствий, о чем ясно сказано в статье. Неслучайно ее авторы уделили серьезнейшее внимание людям «Приюта Aйболита». Его основатель в главный хранитель Е.А.Крутовская предстает на страницах газеты как человек дальновидный, наделенный мудростью и волей, интеллигентностью и бойцовскими качествами, даром слова и щедрейшей душой. Человек идеи, умеющий реализовать и защитить ее, воспитывать и людей и животных. Если о заведующей Уголка писалось и раньше, то открытием для читателя окажется Нина Малькова. Нам понятны авторские затруднения: об этой обаятельной и работящей девушке трудно рассказать кратко. Проще посмотреть ее в деле, скажем, в клетке во время уборки. Волки стараются лизнуть девичьи волосы, маленькие совушки норовят сесть на плечо, даже враг охотников росомаха ласково притрагивается к руке. И тем не менее авторы сумели сказать главное, а их рассуждение о сверхплотном распорядке дня Нины, словно подслушано у тех, кто давно ее знает и выражено в добротной литературной форме.
Из приюта для попавших в беду детенышей Живой уголок превратился в сильно действующий очаг воспитания людей. В нем воспитывают без назиданий, ведут к добру добром и радостью. Именно к такому выводу естественно подводят читателя Т.Величко и С.Кифуряк. Правильность этого вывода подтверждает та волна выступлений красноярцев в защиту «Лесного детдома», которая поднялась в январе и не спадает в июле. Люди навещают своих любимцев, попутно спрашивают, не изменилось ли что после вмешательства прессы.
Н.Л.Терский,
преподаватель ФПК
Красноярского пединститута
14 июля, 1984 г.