Однажды на Столбах…
В старинном, «семейном», с металлическими застежками фотоальбоме Тойво Васильевича Ряннеля множество любопытнейших снимков: известные люди, интересные события, свидетелем которых художнику выпало быть; старые здания, снесенные временем, загородные пейзажи, которые больше не существуют, и опять — люди, люди и события
Д.И.Каратанов и И.Ф.БелякИз множества снимков я выбрал вот этот: на фоне скальной стены запечатлены известный в прошлом художник Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, а с ним тоже известный в Красноярске общественный деятель Иван Филиппович Беляк. Было это в самом конце сороковых или в начале пятидесятых годов...
В ту пору Д.И.Каратанов жил на улице Карла Маркса в так называемом «Доме специалистов». Там же проживал и молодой художник Тойво Ряннель, человек ищущий, многогранно талантливый, подвижный и очень трудолюбивый. Он часто ходил с И.Ф.Беляком на Столбы, ведь именно в те годы Иван Беляк создал столбовское спортивное общество «Беркуты».
— В один из походов с нами пошел и Дмитрий Иннокентьевич, — рассказал Т.В.Ряннель. — Он был «столбистом» со стажем. И даже в свои семьдесят пять лет не упускал возможности побывать на любимых Столбах, а при случае даже и взобраться на одну из вершин. В тот раз я взял с собой «лейку» и сделал несколько снимков. Этот как раз один из них...
Так на одной фотографии замкнулись три судьбы, три примечательные личности: Каратанов и Беляк — в кадре и Ряннель — автор снимка.
Д.И.Каратанов всеми корнями своими был в красноярской земле. Родился в 1874 году в степях горной Хакасии, стал учеником и духовным наследником суриковских традиций в крае, был хорошо знаком с великим художником и общался с ним на протяжении почти трети века. Не погрешив против истины, можно утверждать: почти все живописное мастерство Красноярска черпало и черпает силу в суриковских традициях, а живым передатчиком их стал именно Каратанов — один из первых художников-создателей советской реалистической живописи в Сибири. С именем Каратанова связывается и открытие первой в крае художественной школы («рисовальное училище»), где, он все годы был ведущим преподавателем.
— Это большое счастье, что я знал деда Дмитрия, общался с ним, учился у него и мастерству, и уму-разуму, — сказал как-то Тойво Васильевич. И не случайно Ряннель стал одним из первых авторов в Красноярске, рассказавшим о жизни и творчестве Каратанова. В 1948 году, когда Д.И.Каратанову было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, появилась статья Т.Ряннеля в «Красноярском рабочем» и отдельная брошюра в книжном издательстве.
Много добрых слов заслужил и другой «персонаж» этой фотографии — Иван Филиппович Беляк. Он один из первых комсомольцев нашего города, да не просто учитель, а прирожденный, директор школы и заведующий гороно, он спортсмен и столбист, автор книг, ставших большой редкость: «Край причудливых скал», «Красноярск и окрестности» и других. И.Ф.Беляк ввел в свое время «дикий» столбизм в культурное русло спортивного движения, разработал классификацию сложности столбовских лазов и «паспортизировал» конкретные ходы на Столбах...
Думаю, что об авторе" этого снимка Т.В.Ряннеле и говорить не надо. Он и сегодня у нас на виду, весь в действии, в творчестве, жизнью своей воплощает каратановские заветы.
Вот так одна фотография связала воедино две эпохи, три жизни и большой кусок красноярской истории.
М.Величко
«Красноярский рабочий», № 289 (19780),
16.12.84 г.
Материал предоставлен Т.Севастьяновой
Offered →
Севастьянова Татьяна Петровна