Д.Полушкин, А.Суворов, И.Погонина, В.Штаркер, А.Дутбаева, научные сотрудники заповед­ника «Столбы»

«Уроки заповедника» (29.IY.86 г.)

В своем письме красноярец К.Шалыгин поднял вопросы сохранения природы и организации отдыха в туристическо-экскурсионном районе заповедника «Столбы». Сегодня газета продолжает этот разговор

Вернется сокол на «Столбы»?


Что необходимо для улучшения положения дел в заповеднике? По мнению специалистов, которые изучают природу заповедника и следят за происходящими в ней изменениями, необходимо прежде всего понимание, что спасение заповедника от деградации возможно лишь при выполнении еще более строгих правил посещения туристическо-экскурсионного района (ТЭР), чем те, которые существуют сейчас. Должна быть определена рекреационная емкость ТЭР и проведено регулирование и регламентация посещений. Кроме этого, необходимо сезонное регулирование потока посетителей с целью снижения нагрузки на заповедник в периоды наибольшей уязвимости природы весной, в осеннюю распутицу, период размножения животных.

Во-вторых, передвижение туристов и посетителей должно быть строго ограничено определенными тропами и местами отдыха. Часть участков необходимо закрыть для восстановления.

В-третьих, необходимо срочно решить вопрос с загрязнении ТЭР бытовым мусором и объявить непримиримую войну любителям расписываться на скалах и деревьях. И, конечно же, важна широкая природоохранная пропаганда и экологическое воспитание, направленное на уважительное отношение к природе, отказ от некоторых удовольствий ради сохранения красоты для себя и потомков. Хозяйственное вмешательство должно быть сведено до минимума и гармонично вписываться в ландшафты горной тайги заповедника.

В этих требованиях нет ничего необычного. Они полностью соответствуют положению о национальных парках, принятому Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы (МПОП) в 1969 году. Эти правила приняты и в национальных парках Советского Союза.

Только при выполнении таких требований можно замедлить (но, к сожалению, не остановить) процессы деградации природы, происходящие на «Столбах».

Так, например, загрязнение территории пищевыми отходами привлекло в заповедник крыс, черных ворон, бродячих собак и кошек, наносящих ущерб животному миру заповедника. На скалах с каждым годом уменьшаются лишайниковые и моховые покровы, уничтожается растительность, то есть разрушается весь неповторимый скальный комплекс, формировавшийся тысячелетиями. Вряд ли кто из посетителей обратил внимание, что за последние 30 лет вместо воронов (осторожных и относительно редких таежных птиц) на «Столбах» в массе появились черные вороны - разорительницы гнезд певчих птиц, гроза молодняка зверей, своеобразная «крыса» среди птиц, появляющаяся там, где человек разрушает дикую природу. Из-за массового посещения скал перестали гнездиться на них орлы-могильники, беркуты и соколы-сапсаны (эти виды в настоящее время занесены в Красные книги международного и союзного рангов). А ведь они отмечались на Столбинском нагорье в 30-40-е годы. Распались глухариные тока в зонах массового посещения людей. 16 видов птиц практически исчезли из пригородной зоны заповедника или значительно сократили свою численность.

Более правильно, наверное, было бы все же организовать национальный парк на базе заповедника с выделением всех рекомендуемых зон (заповедной, рекреационной, хозяйственной). К сожалению, нет пока опыта проектирования таких парков в условиях гор юга Сибири. Здесь необходимо комплексное и детальное изучение этого вопроса. Несомненно одно: хозяйственная зона должна быть расположена вне территории парка, например в районе турбазы «Енисей».

Особенно важен вопрос о том, кто будет хозяином национального парка. Публикация «Урок заповедника» показывает, как можно испортить дело, если им будет заниматься человек, равнодушный к природе «Столбов», подчиняющий вопросы охраны природы хозяйственным.

Д.Полушкин, А.Суворов,
И.Погонина, В.Штаркер, А.Дутбаева,
научные сотрудники заповед­ника «Столбы»

 

Требуются энтузиасты


Как специалист, биолог, принимавший участие в сохранении природного комплекса Самарской Луки на Волге в Куйбышевской области, где расположены знаменитые Жигулевские горы, не могу не откликнуться на «Уроки заповедника».

Учитывая сложившееся положение, уверен: спасти «Столбы» может только организация здесь национального парка. Именно режим национального парка призван совместить, казалось бы, ней совместимое: туризм и охрану редкого природного объекта. Возможен ли здесь национальный парк, не проще ли ужесточить заповедный режим?

Скажем сразу: туризм и заповедник - понятия несовместимые. Это аксиома, от которой будем идти дальше. Заповедность - значит неприкосновенность. Заповедные территории навечно изымаются из хозяйственного обращения. Они необходимы как эталон природы, как резерваты дикой флоры и фауны, для которых фактор беспокойства (порой минимальный) грозит гибелью. Для специалиста сама фраза «отдыхать в заповеднике» звучит дико. Следовательно, ни о каких туристическо-экскурсионных районах и речи быть не может. То, что есть такая зона в ныне существующем заповеднике «Столбы», - явное нарушение, на которое компетентные люди стараются смотреть сквозь пальцы, хотя нет-нет, но прорываются тревога и возмущение, а то и пессимистические заявления некоторых специалистов что, мол, как бы ни была организована зона ТЭР, ее разрушение может прекратить только полный запрет доступа посетителей. Это все равно, что предлагать людям отказаться от посещения Байкала, Жигулей, Крыма, Кавказа…

По сути своей заповедник «Столбы» - один из старейших в стране и планировался первоначально в духе национального парка. Понятия «заповедник» и «национальный парк» в большинстве отечественных работ двадцатых годов употреблялись как синонимы.

Известно, что вопрос о создании национального парка на «Столбах» поднимался неоднократно, но дело с места не сдвинулось. Неужели не найдутся среди красноярцев энтузиасты, способные довести это благородное дело до конца? Сразу хочу предупредить: трудностей на пути будет много. Попытки создать национальный парк в республике предпринимались и на Байкале, и на Урале. На Байкале за него бьются уже 20 лет. И если раньше предполагалось к охране все озеро, то ныне при существующем хозяйственном освоении этого сделать уже нельзя при всем желании: теперь предполагаются к охране с режимом заповедников и национальных парков несколько разрозненных участков.

Одна из основных трудностей - отсутствие единого понимания того, что такое национальный парк. Для национального парка «Самарская Лука», например, уже имеется детальный проект туристских маршрутов, пунктов базирования стоянок, имеются заповедные участки. В туристской зоне выделены три типа территорий: массового отдыха, маршрутного туризма и обслуживания. На стоянках будут иметься источники воды, запасы топлива, кострища, укрытия, санитарные объекты.

Из этого, наверное, можно будет взять что-то и для наших «Столбов». Часть вакантных мест штата по обслуживанию займут, я уверен, выпускники биолого-химического факультета Красноярского университета и биолого-географического факультета пединститута. Особенно нужны будут активисты студенческой дружины охраны природы, которые действуют сейчас в Жигулях. Думаю, важно создать инициативную группу. Лучше всего, если это будет секция охраняемых территорий при краевом совете общества охраны природы. Но я - за энтузиастов, пусть даже они будут из других организаций.

Д.Виноградов,
научный сотрудник Красно­ярского
краевого краевед­ческого музея
№ 154 (20245), 4 июля 1986 г.

Материал предоставлен Б.Н.Абрамовым

 

Author →
Offered →
Д.Полушкин, А.Суворов, И.Погонина, В.Штаркер, А.Дутбаева, научные сотрудники заповед­ника «Столбы»
Абрамов Борис Николаевич

Другие записи

Что останется после нас?
Один японский турист (а японцы, несмотря на короткий отпуск — всего 16 дней, много путешествуют по миру, причем любопытно, что правилом хорошего тона является выход работника из отпуска на день раньше) писал: «Я побывал, пожалуй, во всех живописных уголках планеты: Ниагарский водопад, египетские пирамиды, самые настоящие индийские джунгли и даже...
Вестник "Столбист". № 38. Кубинка
40 лет назад открыта пещера Кубинская. О самом первом спуске до ее дна вспоминает один из участников штурма По заданию Красноярского геологоуправления в начале 1960-х годов спелеологи исследовали Бирюсинский карстовый район, документируя открываемые пещеры и вычисляя их объем, так как район этот должен был затопляться Красноярским морем при подъеме...
Вестник "Столбист". № 37. Размышление о будущем
ПОЧТА «СТОЛБИСТА» Публикуем отрывок из поступившего в редакцию письма. Странная штука получается: в рассвет скалолазания периодического столбистского издания не было, а сейчас, поди ж ты, появилось! Ослаб идеологический напряг? Нашлись энтузиасты? Время подошло? Наверно, все вместе, плюс еще что-то. Вестник «Столбист» читаю с первого номера и всегда с интересом....
Несбывшаяся мечта Петра Кузнецова
Возвращаются все, кроме лучших друзей...   Час за часом проходят, а я все никак не могу подойти к компьютеру, чтобы начать писать эти строки. Убеждаю себя, что писать все равно надо, завершается лимит времени, отведенного для сдачи материала в редакцию. Но как... как сказать, что с нами уже...
Feedback