В.Аверихин «Красноярский рабочий»

Для всех открытое сердце

Рассказ о жизни и деятельности известного красноярского педагога-биолога, краеведа, библиофила и коллекционера Александра Леопольдовича Яворского (1889-1977)

Его имя в Красноярске было популярно на протяжении нескольких десятилетий, особенно в 20-30-е годы. В обаятельной личности А.Л.Яворского органично сочетались высокие нравственные качества, гражданственность, постоянная жажда деятельности, горячее стремление приносить пользу людям, его неиссякаемый оптимизм. Он пользовался среди горожан большим уважением как человек с разносторонними познаниями за справедливый свой характер, простоту и приветливость в обращении с людьми.

Александр Леопольдович Яворский родился в 1889 году в Иркутске. Ему было всего несколько лет, когда его семья переехала в Красноярск. Здесь он окончил мужскую гимназию. Еще в детстве у него проявилась склонность к биологии, научной работе. Большую роль в его первых шагах познания сибирской природы, истории нашего города сыграл старший друг и наставник, красноярский художник Д.И.Каратанов, с которым Александр Леопольдович познакомился еще будучи гимназистом в 1905 году. Дмитрий Иннокентьевич открыл перед юным красноярцем широкую дверь в мир природы. С ним он ходил на этюды по живописным окрестностям Красноярска, на «Столбы», реки Мана и Бирюса. Каратанов превосходно знал и любил сибирскую тайгу. Он научил своего юного друга многому, а главное, уважительно относиться к лесу, научил «читать» его тайны, умело ориентироваться в таежных просторах.

Александр Леопольдович в 1915 году окончил биологический факультет Киевского университета. Он получил предложение остаться работать на Украине, но, не раздумывая, отклонил его и вернулся на берега Енисея. Приехал сюда и сразу же пришел в Красноярский краеведческий музей. Во главе его стоял один из блестящих знатоков приенисейского края, ученый-орнитолог, этнограф, географ Аркадий Яковлевич Тугаринов (1880-1948). Кстати сказать, он был первым директором нашего музея. Аркадий Яковлевич хорошо знал Яворского, тепло и сердечно встретил его, предложив место консерватора, т.е. хранителя фондов музея. А.Л.Яворский возглавил здесь и ботанический отдел.

Одновременно с работой в музее Александр Леопольдович преподавал географию и ботанику в красноярских школах. В конце лета 1915 года молодой педагог собрал группу учащихся и отправился с ними в двухдневный поход на «Столбы». Среди ребят, которые пошли с ним тогда, были будущие знаменитые альпинисты братья Виталий и Евгений Абалаковы. Они прошли у Яворского первые практические «азы» скалолазания. Всегда с благодарностью вспоминали своего учителя.

А.Л.Яворский много и плодотворно работал в музее. Благодаря его стараниям фонды ботанического Отдела увеличивались с каждым годом. Он был непременным участником многих экспедиций, которые проводил музей, по изучению природы, истории и этнографии приенисейского края.

Когда после гражданской войны был создан государственный заповедник «Столбы», Александра Леопольдовича назначили первым его директором. Взялся он за это дело горячо, с большим энтузиазмом. Многое сделал по сохранению нашего уникального таежного уголка. И по сути дела он был первым из сибиряков-красноярцев, который обратил внимание на то, что увлечение скалолазанием имеет для воспитания людей большое значение, так как делает их сильными и мужественными, не боящимися трудностей. Он умело пропагандировал знаменитые красноярские «Столбы» в печати. Всегда стремился встретиться со всеми группами «столбистов», которые приходили сюда. Александр Леопольдович был настоящим хозяином «Столбов», другом и наставников всех, кто бывал здесь в те время, В 1925 году а Красноярске вышла книга «Столбы» которую он написал совместно с A.Н.Соболевым.

В 30-е годы А.Л.Яворский вел биологию в школах и педагогическом техникуме. Затем в педагогическом институте возглавил кафедру ботаники. И выйдя на пенсию, всегда по первому зову приходил в институт

Александр Леопольдович приглашался в педагогический институт для проведения полевой практики со студентами биолого-географического факультета. Кандидат геолого-минералогических наук М.В.Кириллов, возглавлявший в те годы этот факультет, вспоминает:

- Приходят однажды ко мне студенты и «жалуются» на Яворского: «Вы где такого нам ходока «откопали»?

- В чем дело? - спрашиваю у них.

- Да мы просто за ним не успеваем идти!

- Вот как! А ведь Александру Леопольдовичу далеко за 70.

За годы своей жизни Александр Леопольдович собрал очень много документального материала, связанного с историей Красноярска.

Интересовался Александр Леопольдович и деревянными резными воротами. Сколько их было в городах и селах края! Всюду, где он бывал, зарисовывал фрагменты таких ворот и составлял их описание. Эта интересная работа краеведа находится в его личном фонде в архиве Красноярского края.

Краеведческие труды в наследии А.Л.Яворского занимают большое место. Он являлся как бы живой исторической энциклопедией нашего города, нестареющим его летописцем. Среди его работ в первую очередь хотелось бы назвать хронологическую летопись Красноярска, которую вел Александр Леопольдович всю свою жизнь. Она была составлена им на основе архивных документов, воспоминаний старожилов и своих личных впечатлений. Здесь день за днем были учтены все события большие или малые за три века существования Красноярска - с августа 1628 по август 1928 года.

Кстати сказать, Александр Леопольдович хорошо владел и пером мемуариста. Он был наблюдательным человеком. Его воспоминания о знаменитых наших земляках: великом русском живописце В.И.Сурикове, с которым он находился в дружеских отношениях, художнике Д.И.Каратанове, первом директоре краеведческого музея А.Я.Тугаринове, его путешествиях по Сибири и Монголии читаются с захватывающим интересом.

Оставил Яворский свои записки и об единственном в Красноярске в дореволюционные и первые послеоктябрьские годы скульпторе А.Г.Попове (1865-1930). История культурной жизни Красноярска не обойдется без его работ, которые хранятся теперь в личном фонде А.Л.Яворского в Государственном архиве Красноярского края. Есть здесь воспоминания и о встречах с выдающимся нашим краеведом, библиографом С.Н.Мамеевым (1858-1933), с известным художником-графиком П.Н. Староносовым (1893-1942), скульптором Г.Д.Лавровым, сибирским ученым, путешественником, поэтом П.Л.Дравертом (1879-1945) и многими другими представителями советской науки и искусства.

Знал он необыкновенно много. И к нему за советами обращались и ученые, и учителя, и краеведы, и жители города. Те, кто помнит еще Александра Леопольдовича, не забудут его простоты и приветливости.

Александр Леопольдович был известен и как художник-любитель. Этюды и небольшие картины, написанные им маслом, были просты по своим сюжетам. Все они посвящены родной сибирской природе, Енисею, красноярским «Столбам».

Но особенно увлекала Яворского аппликация из осенних листьев деревьев. Этим он занимался более 50 лет. Вначале делал просто небольшие орнаменты из разных листьев, подбирая их по цвету и наклеивая на бу­магу. Потом стал создавать картины. И как мастерски! За годы увлечения художник-флорист «нарисовал» таким образом, более ста картин.

В числе их «Столбы», «Караульный бык», «Ледоход», «В Саянах», «С базара» и другие. Они экспонировались на выставках в Красноярске, Иркутске, Москве, Ленинграде, а две работы Яворского были показаны за границей, в столице Бельгии Брюсселе. Жизненный путь Александра Леопольдовича богат встречами с интересными людьми. Как краевед-исследователь он очень многих увлек на дорогу самостоятельных краеведческих изысканий, всегда поддерживая и помогая им. Радовался чужим успехам, совершенно не заботясь о личном приоритете. Что называется, не щадя живота своего, служил людям добром и честью. Память о нем живет.

В.Аверихин

«Красноярский рабочий», январь 1987 г.
№ 11 (20402)

Материал предоставлен Андреем Амосовым

Author →
Offered →
В.Аверихин «Красноярский рабочий»
Амосов Андрей Николаевич

Другие записи

Время бить в набат!
Заповеднику «Столбы» грозит опасность Под шумок выборов мы и не заметили, как нас лишили лесов: «дембеля» из Госдумы приняли поправки к Лесному кодексу, легализующие коттеджную застройку особо ценных лесов. Разрешено рубить все и везде, включая сосновые боры и городские парки! Только деньги плати. А теперь нас лишают заповедников!...
«А когда ты упал со скал…»
Теплых разбился в воскресенье. На Красноярских Столбах ему не было равных. «И не будет, — добавляют друзья, — 20 лет он был истинным королем среди скалолазов. Его ходы никто не сумеет повторить». Мастера-столбисты не падают — таков закон. Судьба лучшего из них распорядилась по-своему. Все случилось быстро и неожиданно. (Такое всегда неожиданно). Было августовское...
Поджигать траву просто преступно
Сошел снег на полях и в лесах, и начался очередной кошмар — опять горит трава, опять горят леса! И в городе, и за городом... И все это — как уверяют официальные лица, — «результат неосторожного обращения с огнем». А на самом деле пускание пала и среди детей, и среди взрослых стало чуть ли не повсеместной забавой! Это какая-то «эпидемия»!...
Опустела без тебя земля
Памяти Александра Николаевича Орлова Да, мы были студентами в группе одной, Но ведь годы прошли с этих пор, Почему же мне горло сдавило тоской, Словно в сердце задуло костер?! Ничего не поделаешь против судьбы, Не отыщешь иголку в стогу! Может быть, я еще соберусь на Столбы, Только встретить тебя...
Feedback