Кандидатская диссертация Лилии Зуфаровны Подберезкиной «Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов)». ГЛАВА II. ЯЗЫК СТОЛБИСТОВ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Защищена 9 января 1996 г в Институте русского языка им. В.В Виноградова РАН
Итак, представлен опыт исследования корпоративного языка -феномена, который, как было показано во Введении, в сложном явлении социальной дифференциации языка не включался в сферу описания.
Обращение к опыту отечественной лингвистики выявило различия исследовательских подходов к самому явлению социальной дифференциации языка, лингвистической квалификации ее вариантов и их терминологических обозначений, что явилось важным основанием для введения в научный оборот терминов, выявляющих сложную природу объекта исследования: корпорация, корпоративное общение, корпоративный язык, в понимании которых автор опирался прежде всего на филологические концепции М.М.Бахтина и Д.С.Лихачева. С опорой на опыт отечественной социолингвистики 20-30-х гг., а также современных исследований в области социолингвистики, социальной психологии, социально-этнографических описаний были выявлены экстралингвистические и собственно лингвистические условия существования корпоративного языка, изложенные в первой главе работы. Как было показано, корпоративный язык, представляя особый тип социальной дифференциации, обнаруживает свойство внутренней вариативности, основные типы которой были рассмотрены на примере языка столбистов.
На основе анализа филологических концепций М.М.Бахтина и Ю.Н.Караулова, теоретического осмысления опыта прикладных материалов и собственного исследования сформулированы принципы изучения корпоративных языков, включающие в соответствии с логикой идеографического описания и задачами комплексного исследования характеристику корпорации, изучение корпоративного общения в общефилологическом аспекте и описание языка.
Как было показано в гл.I, 3, параметры экстралингвистического описания корпорации, помимо социальных и социально- психологических, характеризующих специфику ее деятельности, образ жизни, ролевую структуру, факты корпоративного самосознания и мировоззрения на фоне других социальных групп и в собственных микроструктурах, с необходимостью должны включать семиотический аспект, выявляющий место данной корпорации в системе городской и национальной культуры в целом.
Каждый тип культуры характеризуется своим набором жанров -зрелищных, литературных, речевых, описание которых составляет центральный фрагмент корпоративной риторики, возможности которой, продемонстрированные на примере общения столбистов, наиболее ощутимы в оценочных речевых жанрах.
Как было показано в главе I, 4, специфика форм корпоративного общения связана с дифференциацией речевых жанров в зависимости от характера общения (официальное/неофициальное), фактора адресата (жанры интра- и интеркоммуникации) и таких специфических параметров, как, например, место коммуникации в общении столбистов.
Описание языка как главного «кода» корпоративной культуры, ядра ее понимания предполагает ономасиологический путь исследования, позволяющий выявить корпоративную картину мира: исследование круга номинатов, корпоративного «членения» окружающей реальности, потребности которого различны в различных сообществах, изучение процесса номинации и его результатов, анализ фактов языкового сознания корпорации. Показано, что структура номинатов при этом является основанием для сравнения, сами же лексиконы — единицами сопоставления, описание которых предполагает выявление их объема, структуры, способов и средств номинации, типов дифференциации и т.д. Отмечено, что использование изложенных принципов возможно только при наличии значительного фактического материала, основные источники получения которого и принципы верификативной проверки данных изложены в заключительном разделе теоретической части исследования.
Указанные принципы были реализованы во второй главе работы на материале непрофессиональной корпорации красноярских столбистов.
Показано, что главные особенности корпорации — ее «пространственно-природная» специфика, связанная с освоением Столбов как особого культурно-географического пространства, «свободы заветной зоны», особый вид деятельности и образ жизни столбистов, «гармонический» тип их мироощущения, традиционность столбизма в городской культуре обусловливают приоритетность корпорации столбистов в Красноярске, во многом характеризуют феномен личности красноярца.
Неофициальное, народно-смеховое начало столбизма, основные «зрелищные» формы которого — праздники, обряды, «народный цирк», игры, забавы, соревнования — были рассмотрены в главе II, 1, традиции столбистов, наличие своего фольклора, письменной словесности, литературы позволяют говорить об уникальности этого феномена в городской и национальной культуре в целом.
Как показало описание «лингвистического заповедника», включенность корпорации в культуру города, ее «историческая» ипостась, приобщенность к столбизму в той или иной степени большинства горожан обусловили такую важную особенность столбистской коммуникации, как наличие сферы официального общения. репрезентированного жанрами устной и письменной, массовой и коллективной коммуникации, особенности которых рассмотрены в главе II, 2.
С пространственной спецификой корпорации связана значительная роль в корпоративном общении фактора «место коммуникации», что позволяет уточнить традиционные представления о нем как «нерелевантном» факторе речевого общения, переменной с наименьшим весом (Крысин, 1989). Доказано, что при сохранении ролевых отношений между общающимися фактор места дифференцирует формы устной и письменной бытовой коммуникации столбистов, сферы «практического» и «эстетического» общения, степень использования невербальных компонентов и типы речи (речь-комментарий, речь-сопроводитель в жанрах практического общения, речь-основное средство общения в избе), наконец, самый объем общения, в минимальной степени представленный на скалах и в максимальной полноте реализующих его жанров — в избе.
Исследование жанров бытовой интер- и интракоммуникации столбистов показало амбивалентность корпоративной «крипториторики», представленной жанрами внешнего общения (с новичками, туристами, гостями): это не только «риторика обмана» (Елистратов), но и риторика «посвящения» и «приобщения» к своему миру, в том числе через атрибуты смехового пространства компании — розыгрыш, шутку, «хохму».
Выявлено, что главное своеобразие общения столбистов составляет их коллективная эпистолярная коммуникация, представляющая не только значительную корпоративную ценность, уникальную вековую традицию корпорации, но и важную часть общей культуры столбистов, неотъемлемую составляющую их бытия. Как показал анализ жанров дневниковой коммуникации, ориентация письменных текстов на обобщенного адресата в роли ценителя и связанная с этим эстетическая направленность общения обусловливает приоритет среди жанрообразующих признаков фактора автора, различные параметры которого (принадлежность определенной компании, возраст, ролевой статус и т.д.) характеризуют специфику эпистолярного общения в целом.
При описании языковой картины мира столбистов были выявлены зоны ее наибольшей детализации — природные географические объекты, реалии столбистского быта, обусловленные территориальной закрепленностью корпорации на Столбах, и основные средства «картирования» — собственные имена (80% всех номинаций), наиболее яркие носители национальной культуры в языке.
Показано, что активность и «всеохватность» процесса ономастической номинации в языке столбистов, мотивированность, метафоричность, «цитатность» ономастикона, его полная освоенность носителями и поколенческая трансляция во многом характеризуют специфику номинативной деятельности корпорации, ее особое мировидение и культуру. Наиболее важные номинативные потребности столбистов — обозначить образно — удовлетворяются в процессе использования образных и образно-эстетических метафор, связывающих их номинативное пространство с другими мирами. Менее значимые потребности в корпоративном обособлении реализуются в сфере нетерминологической лексики, представленной преимущественно единицами называния, образованными посредством семантических трансформаций (количество жаргонизмов, стилистически маркированных дублетов терминов и онимов, незначительно).
Специфика освоения номинативного пространства корпорации проявилась и в таком уникальном способе терминотворчества, как апеллятивация топонима {садик, плечо, козырек и др.).
Как показал анализ способов номинации, преобладание в языке столбистов семантических переносов, минимальная представленность заимствований и аббревиатур (мир столбистов — естественный мир) позволяет говорить о том, что корпоратив­ность накладывает отпечаток на сам механизм номинации, заставляя его по-разному реализоваться в разных корпоративных сферах. Выявление особенностей этой реализации в языке столбистов с очевидностью показало, что характер исследуемой корпорации предопределяет специфику в самом наборе именуемых объектов. Хозяйское, свойское, любовное отношение к этим объектам находит отражение в отборе номинативных средств (преимущественном использовании метафорических и метонимических номинаций, диминутивных форм, преобладании мотивированного типа номинации).
Представленное описание языка столбистов, выявленный в ходе исследования высокий уровень рефлексии корпорации — над осмыслением своего сообщества и принадлежности к нему, над своей словесностью и языком, как и все содержание практической части работы, позволяют увидеть объект во всей его сложности и полноте, «высветить» еще одну, малоизученную, грань национальной культуры и, как кажется, реально ощутить энергию корпоративного творчества, которое, как истинное творчество, всегда «несет с собой надежду на будущее и освящено любовью как источником всякого благополучия» (Ю.В.Рождественский).
Owner →
Offered →
Collection →
Подберезкина Лилия Зуфаровна
Подберезкина Лилия Зуфаровна
Кандидатская диссертация Лилии Зуфаровны Подберезкиной «Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов)»