По материалам Международного конгресса "Окружающая среда для нас и для будущих поколений. Экология и бизнес в новых условиях"
По материалам Международного конгресса " Окружающая среда для нас и для будущих поколений . Экология и бизнес в новых условиях "
Тезисы докладов
27 июля — 2 августа 1993
Россия, Красноярск
29.3.1 Карта скального района заповедника «Столбы»
Шевченко Виталий Николаевич
Красноярское отделение Русского Географического общества.
Россия, Красноярск
Заповедник «Cтолбы», представляя на протяжении столетия огромный интерес для туризма, краеведения, культуры, до 1993 года не имел достоверной карты. Предыдущие издания туристских схем давали лишь приближенные сведения о расположении скал, не располагали точными ономастическими данными, необходимой информацией о предполагаемых маршрутах в тот или иной скальный район, возможностях спортивно-туристского ориентирования на местности.
Предварительные съемочные работы скальной части заповедника «СТОЛБЫ» были начаты автором еще в 1953 году, в распоряжении которого были ТУРИСТСКИЙ КОМПАС, БУССОЛЬ ШТУРМАНСКАЯ, СЕКСТАН НАВИГАЦИОННЫЙ и ШАГОМЕР.
С доступных для восхождения скал были измерены азимуты и дирекционные углы на окружающие утесы. В процессе работы была выполнена «серия» компасных (магнитных) направлений, с последующим определением местоположения скал и нанесением их на планшет способом пучковых засечек. Определились основные и дополнительные опорные пункты, позволяющие взаимно увязать буссольную съемку скал.
Осенью 1991 гoда автор соединил свои усилия с Объединением столбистов, давно вынашивавшим идею о создании карты «СТОЛБОВ» и получившим от Красноярского Аэрогеодезического предприятия подробный РЕЛЬЕФ MECTHOCTИ. Многолетние инструментальные работы завершились реальной возможностью — относительно достоверно отразить выполненную съемку скал (хотя и нетрадиционным способом!) и впервые получить ясное представление о скальном районе заповедника. В феврале 1993 года долгожданная Карта была издана тиражом 5000 экз.
С учетом замечаний и предложений намечена подготовка Второго издания Карты, которая будет подготовлена по результатам инструментальной съемки, привязанной на главные опорные пункты (скалы): II Столб — Дикарь — Такмак. Масштаб карты М 1:20000. Средняя квадратическая погрешность угла, указанного опорного треугольника, инструментально допустима — 0,2′ практически будет сведена до — 0,1′, с предельной точностью Масштаба — 4м на местности. Карта будет иметь координатную сетку и опираться на астрономические пункты, где будет измерено магнитное склонение.
Таким образом, первая полная Карта скального района заповедника «СТОЛБЫ», изданная при непосредственном участии в ее составлении Красноярскими столбистами, восполнит очевидную лакуну в историко-культурно-ономастическом описании города.
23.3.9 Культура общения с природой на примере красноярских «Столбов»
Попов Ю.Г., Красноярск, Россия
«Как замечательный уголок природы с единственным в своем роде ландшафтом, оставляющим в себе впечатление на вою жизнь, Красноярские „Столбы“ прославлены не только по всей Сибири, но и далеко за ее пределами», Н.Н.Барановский.
Нормативные документы, на основе которых был создан в 1925 г. Государственный заповедник «Столбы», регламентировали правила поведения на «Столбах», охрану природы.
Научно-исследовательская работа в заповеднике велась первопроходцами-учеными, положившим начало изучению геологии, флоры и фауны «Столбов», разработавшим методы их экологической сохранности. Большую роль в контроле зa сохранением первозданной природы «Столбов» сыграли общество «Беркуты» и общественность. Работники культуры, среди них известные художники Р.К.Руйга, А.П.Лекаренко, Т.В.Ряннель, А.П.Вальдман, А.Я.Климанов, а до них великий В.И.Суриков и его ученик Д.И.Каратанов — проводники эстетического воздействия на молодежь, посещающую «Столбы».
Природа с трудом переносит те перегрузки, которым подвергает ее человек. Пребывание в тайге в течение одного дня на одном гектаре леса 50-60 человек быстро вызывает расшатывание биоценоза. Для полного исчезновения вредных последствий нужно 10-20 лет, т.к. исчезает живой покров земли. Без ущерба для окружающей среды могут отдыхать на одном гектаре Заповедника не более десяти человек. Никаким установлением границ и запретов природу не спасти. Нужно научить людей относиться к ней бережно и внимательно, научить ви¬деть и красоту, и ранимость, заставить их задуматься над тем, что все в руках каждого из нас.
«Живой уголок» Заповедника, созданный Е.А.Крутовской, стал настоящим «отделом пропаганды», наглядной агитацией за дело охраны природы.
29.3.2 Музей «Красноярские Столбы»
В.З.Спиров
Культурно-исторический центр, Россия, г.Красноярск
Идея создания в Красноярске музея «Столбов» наконец, может быть осуществлена в стенах недавно возникшего Культурно-исторического центра. Ниже перечислены основные темы и направления работ.
«Столбы» — удивительное сочетание сиенитовых скал и горной тайги. Геология «Столбов». Образцы пород. «Родственники» «Столбов» в России и за рубежом. Причуды природы. Наскальные, созданные самой природой, изображения человека, животных и др. Растительный и животный мир. Названия скал. Чуткое восприятие поэзии природы первопроходцами «Столбов». Легенды о «Столбах».
«Столбы» — заповедник. Его история. А.Л.Яворский — первый директор заповедника. Его «Поэма о Столбах». Проблемы заповедника: соседство с большим промышленным городом, столбисты и заповедник, посетители и заповедник. Е.А.Крутовская и Живой уголок, ее книги. Другие старейшие сотрудники — энтузиасты заповедника. Д.Г.Дулькейт и фотолетопись ’’Столбов«.
Столбизм — уникальное социально-этнографическое явле¬ние. Язык столбистов. Столбистский фольклор. Надписи на скалах. Уникальность приемов скалолазания на «Столбах». Знаменитые столбисты-скалолазы. Известные компании, избушки столбистов. Дневники компаний. История костюма, обуви столбистов. «Столбы» в жизни и сознании красноярцев. «Столбы» в жизни и творчестве писателей, художников и др. Первые изображения «Столбов» — рисунки декабристов. Книжные знаки с изображением «Столбов».
«Столбы» в научной и художественной литературе, в периодической печати. «Столбы» в фотографиях, старых и новых. Судьбы людей, изображенных на них.
«Столбы» в открытках. Конверты с изображением «Столбов». Марки, значки со столбовской тематикой.
Кинофильмы о «Столбах» (первый фильм был снят еще в начале XX века).
Архивные материалы о «Столбах». Сведения о тех, кто в разное время был деятельно связан со «Столбами». Список погибших (разбившихся) на «Столбах». Карты «Столбов», старые и новые. Их авторы. Сооружения с мотивами «Столбов» в горо¬де. Известные люди страны и зарубежья на «Столбах». Отзывы приезжих о «Столбах» (в былое время и сейчас).
Основу музея, естественно, составят документы, фотографии и многое другое, хранящееся у старых и молодых столбистов, любителей «Столбов», в семьях старожилов.
29.3.4 Осмысление феномена Столбов в свете национальной культуры
Терский Н.Л., доцент
Красноярск, пединститут, общество столбистов
Процесс переработки информации о столбах и культура связаны двояко. Последняя представляет субъекту осмысления инструментарий (язык, понятия и пр.). Природа дает эмоциональную возможность, энергетическую подпитку. Она не всегда одинакова, как неодинаков интеллектуальный потенциал людей, воспринимающих скалы заповедника. В авторской гипотезе взлеты мысли, творчества рассматриваются как последствия углубленной работы подсознания, о которой психолог может судить по высоте каждой кульминации поиска относительно порога сознания. Эта высота лишь ранжируется по уровням репродуктивному и творческому. Искомый предмет — связь между глубиной переработки информации при осмыслении Столбов и «глубиной залегания» объектов национальной культуры. Репродуктивная деятельность сопряжена с верхними слоями культуры, творчество опирается на эвристический потенциал элементов культуры, лежащих в ее «придонных слоях».
Одним из объектов-носителей эвристической информации оказался художественный образ, надолго вошедший в национальную культуру. Известный краевед и столбист М.Ф.Величко в своих стихах говорит о Столбах как о месте, где для новых поколений «бригантина поднимала паруса». В этом образе нет никакого внешнего сходства с каменным оригиналом. Но поэт разглядел внутреннюю близость одухотворяющего скалы столбизма и романтики южный морей, и тем самым помог осознать ее жителям центра Евразии. Подтверждением гипотезы являются ситуации, в которых вошедший в русскую (но не мировую) культуру образ подобно магниту отклоняет мысль в некотором направлении даже вопреки фактам. Данному условию отвечает образ Демона в опере Рубинштейна. Это таинственное существо легко мысленно поставить на вершину любого Столба. И скалы заповедника — природная декорация к этой опере. Неслучайна ошибка И.Ф.Беляка, писавшего, что известный красноярский тенор П.И.Словцов на Столбах пел арию Демона, чего не позволял голос.
Русская национальная культура отразила преимущественно равнинный характер страны. Поэтому горный рельеф воспринимается с повышенной эмоциональностью. И интересно выяснить, как будут осмысливаться Столбы жителями Италии, Австрии, Швейцарии, ассоциацию с какими образами их национальной или мировой культуры вызовут.
29.3.3 Столбизм как явление народной культуры
Петренко Леонид
Международное бюро молодежного туризма «Спутник»
Россия, Красноярск
Столбизм — массовое народное спортивно-эстетическое движение, связанное с посещением заповедника «Столбы» и восхождением на его скалы.
Красноярск — единственный город, почти все население которого в недавнем прошлом занималось свободным скалолазанием.
Экипировка столбистов — удивительный прообраз современной спортивной одежды.
Столбизм оказал творческое воздействие на альпинизм, спортивное скалолазание, спелеологию, горный туризм и другие виды спорта.
Свободное скалолазание — уникальный бриллиант в спортивной короне человечества.
Природа горной Сибири и русская удаль породили благородный человечный и экологически чистый вид деятельности человека.
29.3.6 «Столбы» в языковой жизни Красноярска
Подберезкина Лилия
Красноярский госуниверситет
Россия, Красноярск
Каждый город — «языковой полиглот», имеющий свой особый речевой портрет. Для Красноярска важную роль в его формировании сыграл природный госзаповедник «Столбы». В докладе рассматриваются разные аспекты присутствия «Столбов» в языковой жизни города.
Как объект номинации «Столбы» — часть городской ономастики (кафе «Столбы», ресторан «Такмак»). Широко известны дериваты «столбист», «столбизм» и стоящие за ними понятия. Исследование этой части словаря города представляет как лингвистический, так и культурный интерес.
Уникальный факт городской словесности — язык столбистов, в котором более 700 слов (географических названий, терминов, специальной лексики). Обсуждаются перспективы создания такого словаря.
Существующее более 100 лет сообщество столбистов имеет свой фольклор, располагает корпусом рукописных текстов (дневники, журналы компаний), своей литературой (мемуары, стихи, поэма). Предлагается опыт типологии словесного творчества столбистов.
Тема Столбов широко обсуждается в краевой печати, представлена в краеведческой и художественной литературе, фотографии, живописи, кино. Все это делает столбизм объектом лингвистики, филологии, семиотики, культурологии.