Бессребреник (из воспоминаний)
Старейший художник-красноярец Дмитрий Иннокентьевич Каратанов был редкостным бессребреником. В годы Великой Отечественной войны жил он одиноко в маленькой комнате, заваленной холстами и «обставленной» длинным кухонным столом, жесткой кроватью и двумя топорными стульями. Обедать ходил в столовую, а утром и вечером пил крепчайший чай с «пайковым» хлебом и сахаром вприкуску.
Заботы о покупке новой одежды его, кажется, никогда не волновали. Когда пиджак начинал слишком уж лосниться или просвечивать в локтях, к нему приходили жены художников и без особых церемоний поднимали угол матраца, где хранились деньги и промтоварные карточки. Понимая, что это значит, Дмитрий Иннокентьевич пытался возражать:
— Вот... опять вам заботы... Куплю я сам. Ей Богу, куплю!
Но женщины неумолимо отсчитывали деньги, брали карточки и уходили. Через час-другой они так же решительно снимали с него старый пиджак и заталкивали в печку. Зная, что теперь никакие возражения не помогут, Дмитрий Иннокентьевич покорно надевал обновку, чувствуя себя в ней непривычно и страшно неудобно...
Впрочем, случалось и так, что денег в «кассе» под матрацем оказывалось совсем мало.
— Кому отдали? — коротко и грозно вопрошали женщины.
— Понимаете... бедствуют люди... — мялся старик. — Есть тут женщина с детишками... хлеба им не хватает... А мне — к чему они, деньги? Вот я и дал... взаймы.
Много ли денег возвращалось из этих «займов», неизвестно. Да Дмитрий Иннокентьевич о том и не думал. Он всегда был готов отдать последнее...
Однажды холодной зимней ночью старый художник возвращался домой. Свернул с освещенной улицы в переулок, и тут выросли перед ним два субъекта явно подозрительного вида. Тот, что был старше и порослее, окинул критическим взглядом потрепанное пальто и без всяких обиняков потребовал:
— Давай, старик, деньги.
— А что, ребятки, сильно нуждаетесь? — наивно спросил Дмитрий Иннокентьевич.
— Давай-давай! — торопил старший. — Разговорчики...
— Так нет у меня с собой денег, дома они. А дом — вот он, рядом. Зайдемте, поделюсь...
Грабители опешили. Ненормальный он, этот старик, что ли? Ни капли испуга, домой зовет... Дом по всему виду — жилой, не милиция. Какую же ловушку хочет он подстроить?
— Да вы не бойтесь, — успокоил художник. — Не обманываю. Я без подвоха. И деньги есть. Немного, но есть.
Трудно сказать, как это произошло, но только грабители направились за стариком. Наверное, рассчитывали, что в случае опасности сумеют улизнуть...
Вошли в незапертый сквозной коридор. Дмитрий Иннокентьевич отомкнул дверь своей комнаты, включил свет. «Ребятки» опасливо заглянули из-за порога. Никого...
— Ты что же, папаша, художник? — догадался старший, увидев краски и холсты.
— Художник... Да вы проходите, не стесняйтесь. Можно раздеться, у меня сегодня тепло. Чайку попьем.
Парни помялись и сели. Дмитрий Иннокентьевич включил электрический чайник, изрезал ломтиками единственный кусок хлеба, достал с полки сахар, чашки.
Чаепитие прошло в мирном, не лишенном приятности разговоре, главным образом на темы живописи. После третьей чашки парни согрелись, обмякли и попросили разрешения закурить.
Пока гости скручивали цигарки, Дмитрий Иннокентьевич отвернул матрац и выложил на стол все свои капиталы.
— Вот, ребятки... Больше нет. Оставлю я себе на столовку да на хлеб, а остальное возьмите.
— Не надо, папаша, — стыдливо отвел глаза в сторону старший. — Ты уж извини, что оно так получилось...
Парни нахлобучили шапки и ушли. За окном проскрипел под сапогами снег, и две сутулые фигуры исчезли в темноте.
Н.Устинович
«Енисей», № 1, 1964 г.
ГАКК, ф.2120, оп.1., д.226
Owner →
Offered →
Collection →
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края