Яворский Александр Леопольдович

Триста остановленных мгновений

В выставочном зале Красноярского Дома художника экспонируются произведения художников — любителей нашего края. Свыше трехсот работ представлено здесь — намного больше, чем на прошлой краевой выставке картин самодеятельных художников, состоявшейся в январе 1963 года. И число участников (их теперь 67) по сравнению с той выставкой значительно возросло. Это радует. И все же данная выставка примечательна прежде всего возросшим мастерством любителей изобразительного искусства.

— Их произведения стали более грамотными и по композиции, и по цветовому решению, — говорит секретарь Красноярского отделения Союза художников РСФСР, заслуженный деятель искусств республики Борис Яковлевич Ряузов. — А отдельные работы выполнены на профессиональном уровне. Поэтому мы предполагаем пригласить некоторых любителей участвовать в выставках картин профессиональных художников. Успехи во многом объясняются тем, — продолжает Борис Яковлевич, — что самодеятельные художники стали больше общаться с людьми труда, пристальней всматриваться в окружающую действительность. Это не только помогает им выбрать актуальные темы, но и в сами произведения вносить жизнь, наполнить их ее дыханием.

Любители изобразительного искусства не ограничиваются воспроизведением явлений, знакомых им по роду своей деятельности. Круг интересов каждого из них значительно шире. Особенно отрадно видеть, что некоторых из них, горожан, увлекла сельская тематика: трудовые будни хлеборобов.

Внимание посетителей привлекает творчество жителя краевого центра Александра Леопольдовича Яворского. Он пенсионер, изобразительным искусством увлекается давно. Александр Леопольдович делает картины из листьев, обыкновенных листьев с различных деревьев. Подобранные рукой мастера, они образуют величественные пейзажи родной Сибири.

Вот другой участник выставки — шофер автохозяйства № 11 Геннадий Родионов. Шесть лет он колесит по дорогам края. Отвозил грузы в Енисейск, Канск, Ачинск. Поэзия дальних дорог, мужество и красота шоферского труда стали главной темой его творчества. Особенно впечатляет акварель «Заправка». Надо очень хорошо знать и любить свое дело, чтобы так поэтично и красочно рассказать о нем зрителям. Не однажды каждый из нас видел бензоколонку, снующих около нее машин, людей. Где-то глубоко в сознании уже сложился образ увиденного, но вот художник подметил и выразил этот образ в красках. Радуешься тому открытию, которое он сделал для тебя в, казалось бы, самом будничном.

Геннадий рисует давно. Но по-настоящему начал заниматься рисованием три года назад, когда пришел в студию изобразительного искусства при Дворце культуры железнодорожников. Вместе с ним в студии занимается 25 человек.

— Наш преподаватель, — рассказывает Геннадий, — часто повторяет студийцам: «К искусству надо относиться очень серьезно. Работайте без всяких скидок на самодеятельность». Очень он требовательный у нас, и это хорошо.

Среди представленных графических работ запоминаются портреты, выполненные хирургом седьмой городской больницы Красноярска Львом Михайловичем Фокиным. Художнику удалось раскрыть внутренний мир людей, которых он рисовал, их настроение. Лев Михайлович уже давно занимается рисованием. Он окончил художественную школу им.В.И.Сурикова, несколько раз участвовал в городских и районных выставках самодеятельных художников. Хирург по призванию, Фокин так привык рисовать, что не расстаётся с карандашом даже в больнице. Говоря нам о своих замыслах, он поделился мечтой: создать серию портретов своих товарищей по работе — представителей самой гуманной профессии. От Льва Михайловича мы узнали еще об одном интересном человеке — В.К.Пшеничникове. Они вместе учились в художественной школе. Пшеничников работает монтажником на строительстве жилых домов в Красноярске. Он влюблен в живопись, коллекционирует картины советских художников. У него есть оригиналы народного художника СССР П.Корина, подаренные ему художником, произведения живописцев Татарии, Урала, Сибири, со многими из которых он лично знаком. На краевой выставке представлено несколько работ Пшеничникова. Грандиозным переменам в облике Красноярска посвящены его акварели.

Красноярцы, норильчане, ачинцы, енисейцы, жители Таймырского национального округа представили свои работы на выставку. Среди художников-любителей — врачи, учителя, рабочие, геологи, геодезисты. Разными путями шли они в искусство. И степень мастерства их различная. Но вот какое общее впечатление оставляют их полотна, скульптуры: по ним чувствуешь, что самодеятельные художники, воспевав созидательный труд современников, своих товарищей, испытывают эстетическую удовлетворенность от своего труда на заводах, стройках, в школах. Это люди, обретшие в труде счастье.

Творческому росту художников-любителей, столь ощутимому в сравнении с прошлой краевой выставкой их произведений, во многом способствует большая помощь со стороны художников-профессионалов. В крае созданы и успешно работают несколько студий изобразительного искусства, руководимых известными в Сибири мастерами живописи. За прошедшие два года для любителей было организовано при краевом Доме художника несколько творческих семинаров. Свои навыки, опыт им охотно передавали Т.Ряннель, В.Мешков, Б.Ряузов, Ю.Худоногов, Е.Кобытев.

Нынешняя краевая выставка, бесспорно, явится хорошей школой для ее участников. Сюда ежедневно приходят десятки любителей изобразительного искусства. Перед полотнами разгораются споры, дискуссии. Выставка не оставляет равнодушными никого.

В.Денисов,
В.Рубе

«Красноярский рабочий», № 21, 27- I −65 г.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.147

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 60-е годы. 1961
1961 год. На Столбах созданы две рукотворные сказки: Приют доктора Айболита — живой уголок Е.А.Крутовской и зимняя стоянка Грифы в подвершинной пещере утеса Дальний Развал (Сатурн), омываемого истоком Крепостного Калтата. ( От редакции: скала Грифы ). [caption id="attachment_32948" align="alignright" width="350"]...
Как мы на Белуху ходили. Часть I. Летом.
Памяти Жени Косарева 1. Предыстория Мне кажется, это было в 1971 году. Но немного предыстории. Я и мои близкие друзья Володя и Наташа Пивоваровы увлекались спортивным туризмом и к этому году совершили уже немало подвигов. Дружба наша началась в 1964. Жили мы тогда в Новосибирском Академгородке. Собралась группа в зимний поход по Восточному...
Государственный совет
Под таким названием с 1906 года стала именоваться площадка Третьего Столба, что находится выше Козырька и немного севернее его. Стена столба с незначительным козырьком над запавшим тут камнем и площадка перед ней кому-то подсказали о сходстве этого места с залом...
1885-1889 гг.
(о Д.И.Каратанове) ...Бродил Митя и один, и в это время, глядя на правый берег, он всегда задавался мыслью побывать на тех таинственных Столбах, о которых он так много слыхал от старших. Ребята, наслышавшись от старших, всегда мечтают об этих сказочных камнях. Обычно после всякого рода приставаний к старшим и просьб взять с собою на Столбы, им обещают,...
Feedback