Яворский Александр Леопольдович

К слову "Столбы"

На реке Лене есть скалы, известные под названием «Столбы». Судя по открытке, это ряд столбообразных выходов скал. По реке Подкаменная Тунгуска /она же Катанга/ в 100 километрах от ее устья, есть тоже «Столбы». Они хоть и слабо, но все же напоминают Столбы.

Таких «Столбов», как урочище, видимо, не мало везде и всюду и это никого не удивляет. Когда же «Столбами» называет скалы, ничего общего не имеющие с этим хорошо всем известным предметом /столбом/, то это зачастую для многих звучит странно и фальшиво.

А все же это название «Столбы» так прилипло к выходам сиенитовых обнажений в окр.Красноярска /нынешний Гос. заповедник Красноярские «Столбы»/, что оно никак не отделимо от Красноярска, также как река Енисей, на обоих берегах которой разместится этот город. Дело в конце-то концов не в названии, а в сущности, но когда название явно не соответствует тому, о чем оно говорит, приходится сказать и о названии.

В Красноярске зачастую Вы услышите слова: Столбы, по-столбовски, столбисты, столбовский и другие производные от слова «столб».

Они так вошли в обиход речи красноярцев и так им понятны, что говорящие не задумываются над ними, считая их обычными и, конечно, осмысленными. Приезжие не понимают слов и спрашивают, глядя на фотографии или побывав на «Столбах»:

— Почему дано такое название этим интересным, но совершенно не похожим на столбы скалам?

В самом деле, столб — это обтесанное бревно, так или иначе водруженное одним концом в землю, а выходы сиенита в живописных Куйсумских хребтах по форме скорее напоминают пирамиду, ворога, перья, руины крепости и т.д., но не столб. Это собрание отдельностей, нагромождённых друг на друга или разбросанных друг около друга в самых фантастических сочетаниях форм, вплоть до причудливых химер: Манская баба, Дед и др.

История Столбов не глубока, ей всего каких-то 115 лет /1848 г. посещение геологом Гофманом Столбов/. Если обратиться к этой недалекой старине, то слова «Столб» и его производных в ней не было. Все разнообразие названий, связанных со «Столбом» появилось гораздо позже.

Первое название, под которым была известны сиениты тайги окрестностей Красноярска, имело в основе другое слово, а именно «Камень». Под этим названием они были известны охотникам и крестьянам ближайшей деревушки Базаихи и первым горожанам, посетившим их. «Пойти на камень» или «На камни...» /до сих гор «Дикий камень» и ещё не так давно «Дальний камень» /теперь — «Крепость»/.

У Никодима 1) /1864 и 1866 года/ встречаем также" название «Камень»: «Хочу совершить небезопасное путешествие на Камень»; «Галерея наша висела на трех четвертях камня».

2) Правда он называл первый и второй Столбы, в одном месте громадными «зародами», но это лишь как показатель их величины, это уже образ. Одни из первых столбистов /компания Чернышева и Суслова/ в 1880 годах часто употребляли еще название «Камень».

Очень интересную мысль как-то в разговоре о Столбах высказал С.Н.Мамеев.

3) Он уверял что название «Столбы» сначала звучало как «Столпы», а затем «п» перешло в «б». Как человек хорошо разбиравшийся в архиве и умудренный в старом русском слове, он производил название «Столбы» от слова «Столпы», совершенно опуская этим сходство со столбом. Значение этого древнего русского слеза таково: «столп» — это опора, тяжелая масса фундамента храма, а в переносном смысле — это громада, махина. Действительно, в этом понимании «Столбы» — скорее «Столпы». Казалось бы, так оно и есть. Каменные громады среди леса — это именно «Столпы». Однако это интересное, подкупающее название не только не было, но и не могло быть. Дело в том, что древне-русское слово «столп» давно отошло в область предания и могло задержаться лишь в церковном обиходе. Но почему такой книжник и ревнитель славянского языка, как монах Никодим не упомянул его в своих поездках в Столбовские пределы. Вернее, эта догадка Мамеева — интересная и остроумная, но и только.

Слишком не глубока история Столбов, всего 115 лет. Но каким же образом «камень» превратился в «столб»? «Столб» и все производные от него слова появились тогда, когда начался настоящий массовый туризм, связанный со стремлением преодолеть трудности подъема и достичь вершины. Когда Никодим взошёл по ступенькам «на заранее для него приготовленную галерею», на площадку в подножье «Второго Столба» /ему было 64 года/, обнесенную жердями, то массив «Второго столба» справа был для него, конечно, страшным, недоступным камнем. Когда же молодёжные компании в лазах достигли вершин Второго, Первого, Деда и других скал, тo камни превратились в «столбы» и «стены».

Отвесные предметы и среди них столб и стена, всегда являлись самыми трудными для влезания. Вот по ассоциации и сами камни на языке лазунов переименовались в «столбы» /Первый столб, Второй, Третий и Четвертый/ и «стенки» /Манская и Китайская стенки/. Теперь эти названия крепко удержались, это уже нарицательные названия, и с точки зрения столбиста красивые причудливые камни курорта «Боровое» у Петропавловска, конечно, будут тоже «Столбами», но не Красноярскими, а Боровскими.

Назовём производные слова от слова столб:

столб — главные столбы: Первый, Второй, Третий, Четвертый;
столбик — уменьшительное: «Ну и столбик»;
столбы — обо вceм сиенитовом районе;
столбовский — вид, обиход, костюм;
столбист — посетитель столбов, лазун;
столбизм — спорт, связанный с хождением на столбы и лазанием; «Столбизм — школа альпинизма». Своеобразная этика;
по-столбовски — как на столбах;
столбовать — бывать, жить на «Столбах», особенно — дольше, чем обычно;
застолбовать — зачароваться видом;
остолбенеть — превратиться в столб;
столбность — все что связано со «Столбами», начиная от общей панорамы и кончая бытом.

_____________

1) Никодим — первой Енисейский епископ — посетил Столбы в 1864 и 66 гг. «Посещение мое — простое любопытство» — из его дневника.

2) Нынешняя «Архиерейская площадка» — оборудованная в 1866 году Базайскими казаками для обозрения «Столбов» /загородка, ступеньки и проч./.

3) Степан Николаевич Мамеев — западно-сибирский библиограф, знаток архивных дел — работал в Красноярске по разборке архивного фонда.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.136

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Ручные дикари. Кик - красная шапочка
Он был ещё совсем малыш, когда его вынули из родного гнезда в дупле старой осины и принесли нам в картонной коробке из-под башмаков, перевязанной крест-накрест верёвочкой. Вот это был подарок! Я ведь давно мечтала о ручном дятле, который прилетал бы ко мне на зов из леса. Ведь пёстрый дятел — душа леса....
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1907
1907 год . Железнодорожник Фролов проходит знаменитый лаз «Горизонталка» с Первого Столба на плечо юго-западной Вершины и с трудом возвращается назад. Поздней осенью полиция сделала еще одно покушение на надпись «Свобода». Остановили случайного столбиста и подрядили поднять их на Второй Столб за 25 рублей. Проводник провел...
Ручные дикари. Заключение
Вы посетили наш Уголок... Может быть, побывав здесь однажды, вы не заметите ничего достойного вашего внимания. Ну что ж! Насильно мил не будешь... Но бывает и так: случайно забредя к нам, вы приходите сюда опять и опять. И вот уже-вам персонально поют свою «встречную песню» Тоскующие Братья, в вашу честь Малыш и Журочка танцуют...
1917 г.
Первого января еду в Нижнеудинск из отпуска. Второго был уже у воинского начальника. В ухе неспокойно, там оказался нарыв. Воинский вызвал меня и заявил, что отправляет меня в военное училище, а я стал его просить откомандировать меня в свой полк. Он думал, что делает мне одолжение и, рассердившись, сначала было вспылил,...
Feedback