Яворский Александр Леопольдович

Петухи

Наконец-то весна на полный ход, как всегда долгожданная и обнадеживающая. Какая радость! Дышится как-то по-особому, по-весеннему. Так и кажется вдохнул бы в себя в несколько раз больше обычного этого живительного воздуха и наверное все равно было бы мало. Не надышишься. Пьянеешь от радости бытия и невольно взгрустнется. О чем? О молодом, ушедшем безвозвратно. О том, когда и зимой было всегда весенне бодро. Об ушедшей силе. О прошлом, беспечном, не забытом с годами.

Медленно иду по еще не пыльной дороге и логом выхожу на водораздельчик. Как хорошо кругом, преет земля под лучами солнца и парит. На дальнем березовом остожье эти идущие вверх пары как бы переливаются и мерцают воздушной рябью. Земля почти оттаяла, деревья еще голы, снег только кое-где.

Куда спешить, надо постоять, сегодня выходной день. Праздник возрождения в природе и праздник где-то внутри тебя. Откуда-то слева донеслось переливчатое, далекое, несмолкаемое воркотанье. Прислушиваюсь. Как будто сверху издалека льются эти звуки весеннего пробуждения. Косачи бормочут. Это они, пробужденные весной, устраивают свои игрища где-то там, за лесом. Какая музыка проснувшейся страсти навстречу весенней ласке солнца. Токуют. Да! Это праздник весны, праздник жизни, праздник бытия. И мне празднично, мне, оттоковавшему косачу. Значит вспомнил и я, видно, весну своих дней. Да! Токовалось в свое время, в торжество весеннего прихода. Теперь торжество другое, торжество утверждающее прекрасное в природе и в человеках. На старости лет и это хорошо. Да еще как хорошо, когда любуешься красотой, слушаешь ее гармонию и ей не завидуешь это само по себе уже почти прекрасно. Когда рад, что ты еще есть и все это большое и малое идет мимо тебя, задевает как-то и если не тревожит чувство, то во всяком случае и не расстраивает его, но всегда заставляет хотеть жить, жить и радоваться.

Понятна и сама грусть — о прошлом, о былом, о молодом, но только грусть и ничего больше. Прошлого жалеть не надо, нужно сделать настоящее настроенным в унисон с неплохим прошлым. Для этого у нас и воспоминания.

А косачи бормочут и в чистом весеннем воздухе откуда-то из-за далекого леска слева, с какой-то затаённой от человеческих глаз лесной полянки сюда на дорогу льется их неумолчное, переливчатое бормотанье. Хорошо. Здорово хорошо.

Занятый мыслями, иду быстро. Вот и под гору. Надо еще остановиться наверху и послушать косачевую песню. Долго вслушиваюсь слева, но желанных звуков нет, видимо, какая-то вершинка холма мешает им доходить до меня. Жаль. Зато справа и спереди, в направлении показавшегося из-за поворота спуска села слышится ясное ку-ка-реку. Еще одна песня, знакомая петушиная песня. Песня солнечной птицы, птицы-невольницы. Но сейчас она почему-то также особенно радостна, радостна по-весеннему. Вот они петухи. У такой весны везде песня.

Иду дальше и незаметно для себя тоже что-то напеваю, я, старый петух. Иду тише, куда спешить. Конец всегда будет там, где есть начало. Надо замедлить путь и послушать весну в ее песнях. Итак куда-то гнал и торопился всю жизнь, а куда я сам не знаю.

Но вот слева снова ко-ко-ко-ко..., справа ку-ка-реку. Хорошо! Эх вы, милые сердцу солнечные птицы. Проснулись. Спасибо.

Мингуль. 1953 г.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.116

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Ручные дикари. Чуча
Чуча — белка-летяга — таинственное, как лесные сумерки, тихое существо. Живет она у нас дома, в маленькой клетке у окна. Днем клетка кажется пустой — только на полу ровным слоем, совершенно плоско, лежат сухие листья. В сумерках листья начинают шуршать и шевелиться: Чуча просыпается....
Красноярская мадонна. Пирамида Красноярска - Первый Столб. Лазы на Коммунар (южную вершину Первого Столба)
Ныне на «Коммунар» имеется три полноценных лаза от южного подножия до вершины. Лазы эти как мозаика народного творчества составлялись кусочками, по частям на протяжении десятилетий разными людьми. Классический выход на вершину через северную «Горизонталку» и «1-ю, 2-ю Вертикалки» с западного...
Ручные дикари. Вулька
Мать Вульки — волчица, а отец — бродячий барбос. Вот почему она умеет выть по-волчьи и может по-собачьи вас облаять. Вот почему ее первый хозяин-охотник не получил за нее премию, которая выплачивается за голову каждого добытого волчонка. У Вульки белое...
Feedback