Яворский Александр Леопольдович

Бабская избушка в Калтате

Любовь к природе у Каратанова прошла через всю его жизнь. А посещение природы было обязательным независимо от времени года и погоды. Не редки были и зимние выходы в природу. Обычно это были хождения в какую-нибудь таёжную избушку, в которой имелась печка и, конечно, железная, которая после прихода могла быстро нагреть избушку. Такие промышленные избушки были в ближайших окрестностях Красноярска, главным образом в районе горной речки Базаихи. Все они были давно известны Каратановской столбовской компании и периодически посещаемы ее членами. Лыжный ход и катание с гор — одно из главных удовольствий таких зимних заходов. Обычно сговаривались заранее и выясняли куда идти, в каком составе и на сколько дней.

В вершине Мокрого Калтата, который является левым притоком Базаихи, была так называемая Бабская избушка, получившая свое название от близ находящегося сиенитового выхода Манской Бабы. Глухая долинка, густо поросшая елово-пихтовыми деревьями и лесистые склоны гор к речке с теми же породами деревьев на северах и светолюбивой сосной на югах всегда влекли к себе лыжников, но сравнительно с другими местами окрестностей Бабская избушка была дальше и в нее ходили реже.

Кроме обычных столбовских друзей иногда ходили и не столбисты. Так случилось и 11-го февраля 1913 года, когда в Бабскую избушку кроме Каратанова, Тулунина и Роганова заядлых столбистов пошли также и не столбисты: зав. музеем А.Я.Тугаринов, статистик А.Р.Шнейдер и музейный работник В.П.Ермолаев.

Из города через Диван на Базаиху до устья Калтата и этим последним до избушки. С собой охотничьи нарты с провизией. Мощный снег в долине Калтата сменил наезженную дорогу по Базаихе и путники стали на лыжи и по переменке потянули нарты. Кухта на деревьях, причудливые снежные кружева от наносов снега и белоснежные шапки на пнях доставляли идущим большое наслаждение. Передовик прокладывал лыжницу, а остальные легко скользили по его следу. Быстро загорелся от зажженной бересты огонь в железке и через десять минут тепло вошло в избушечный уют. Чай с Каратановской заваркой из котла, разговоры, песня и безмятежное блаженство на нарах сторицей вознаградили усталость компании.

В избушке прожили три дня. Катались с гор, залазили и снова скатывались, иногда падая и тем давая повод остальным для смеха, шуток, а упавшему повторения ката без падения. Пельмени, завезенные с собой на нартах как традиционное сибирское кушанье и съедаемые в энном количестве, были завершением лыжного ката. Довольные и приятно усталые 14-го к вечеру компаньоны тем же ходом вернулись в Красноярск. Наблюдательный Каратанов и в этот раз многое запомнил и мысленно записал у себя в памяти для будущего.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Центральные Столбы.
Центральные столбы не являются центром Геологического парка. Скальный район расположен на юго-западном выступе сиенитовой территории. В документах местность называют «собственно Столбы», «именно Столбы». Здесь родина скалолазания. Здесь уже второе столетие животворящим родником пульсирует в виде вольного столбистского движения русская душа свободной Сибири. Здесь с 1920...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1909
1909 год. На Первом Столбе три хода: Шахта, Катушки, Вопросик. Железнодорожник Фролов покоряет юго-западную вершину Первого Столба — Колокол (ныне известна как Коммунар) через северную Горизонталку и западный каскад щелей Первую и Вторую Вертикалки. И.Ф.Беляк втречал 64-летнего Фролова на Столбах в 1951 году. [caption id="attachment_32922" align="alignright" width="350"] На...
Избушка под Такмаком
В долине речки Моховой, что мчится по гранитному ложку лога идущего к реке Базаихе между нагромождениями скал Такмака и Ермака в свое время была не одна избушка как в прошлом столетии, так и в настоящем. Сюда приходили в праздничные и...
Красноярская мадонна. Корни столбизма. Социальные корни
Во времена возникновения свободного скалолазания к концу XIX в. Россия переживала, казалось благополучнейшие времена. Ни катаклизмы, ни ислам не осмеливались угрожать православию. Монархические династии великих держав поддерживали родственные и дружеские отношения. Русское общество стремилось к образованию, развитию культуры и промышленности. Однако известно, что исчезновение внешних опасностей вызывает бурное развитие...
Feedback