Яворский Александр Леопольдович

По реке Мане

Выше Красноярска в двадцати пяти верстах в Енисей справа впадает красивая таежная река Мана. Ее быстрые и прозрачные воды идут из белогорий, в которых на значительной высоте находятся Манские озера, дающие из себя на север р.Ману. Около предгорий на Мане расположен поселок Нарва, откуда обычно красноярцы из года в год летом спускаются ради удовольствия в Енисей и приплывают в Красноярск. Эта увлекательная прогулка по живописной красавице Мане стала в конце девятнадцатого века и начале двадцатого почти обязательной для особых любителей лодочного спорта. Обычно заезжали до железнодорожной станции Камарчага на поезде, затем на лошадях до поселка Нарва. Там покупали какую-нибудь лодку и на ней по течению спускались в Енисей. Некоторые делали себе в Нарве маленькие плотики называемые «саликами» и на них тоже спускались по течению вниз.

В 1901 году Каратанов и еще несколько человек на таком салике решили сплыть от Нарвы в Красноярск, что и осуществили в середине лета по приезде Каратанова из Петербурга. Мана чрезвычайно понравилась художнику, и он во время сплава делал зарисовки ее пейзажей. Река в то время была почти не населена. Только изредка попадались лесорубные избушки, и балаганы и совсем редко обжитые заимки. Скалы, круто спускающиеся к реке и отражающиеся в ее поверхности, курчавые острова, постоянно меняющиеся плесы, привольные займища и петли давали любителям природы благодатную почву для фотографирования и рисования Манских красот. Если сюда прибавить многократно повторяющееся эхо, охоту на водяную дичь прямо с лодки и ловлю на ходовую удочку с лодки же сибирской форели — хариуса, то тяга на Ману станет вполне понятной, и Каратанов в ущерб любимым Столбам в течении своей жизни три раза спускался по Мане, и всегда был доволен своей поездкой по этой таежной реке. По дороге встречались тяжелые, неуклюжие плоты с лесом, идущие в город. Их проходили особые специалисты плотового сплава — плавуки. Особенно трудно было отыскать фарватер в кругах, где Мана, разбиваясь на массу равноценных рукавов, как будто нарочно путала неопытных путешественников. Покрутившись немного в кругах, спутники Каратанова все же нашли этот хитрый замаскированный фарватер и благополучно сплыли в Енисей. Впоследствии Мана превратится в сплошную сплавную реку /сплав мулем/, застроится и потеряет свою первобытную прелесть.

По возвращении с Маны художник занялся творческой работой. Писал этюды на Столбах и продумывал темы для больших работ. Кроме того, он давал уроки рисования частным лицам.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Творческий отчет по альплагерю Тянь-Шань-2009
С 8 июля по 20 августа в Киргизии состоялись 2 мероприятия, организованные Федерацией альпинизма г. Красноярска и МУ «Центр путешественников»: учебно-тренировочные сборы и восхождение на п. Нансена по восточной стене. Оба мероприятия проходили под руководством Константина Александровича Обеднина, МС России по альпинизму, инструктора I категории, при всесторонней поддержке и действенной помощи ст. тренера Василия Ивановича Иванова (КМС,...
Фотография семьи Яворского 1894 г.
Семейство Яворских. Леопольд Николаевич Яворский, его жена Анна Александровна урожд. Карпинская. Старший сын Виктор (от 1-го брака Л.Н.) и их дети: Мария (вправо), Зинаида (влево) и Александр. Иркутск 1894 г. ГАКК, ф.2120, оп.1., д.22
Нигде в мире… ПЯТЬ - Глава 2
До открытия Грифов стихи ГРИФЫ Первая встреча с Дикими Столбами В конце мая после сессии мы, четверо, пошли открывать для себя "Дикие Столбы": Ник. Молтянский, Боб Тронин, Гена Злотников и я, Владимир Деньгин. С Турбазы ходом прошли Центральные Столбы и...
Были заповедного леса. Люди и зверушки. Великая вещь - оформление!
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? Опыт нашей работы показал, что интерес к тому или иному живому экспонату меньше всего определяется его бухгалтерской стоимостью. Важно, как оформить экспонат...
Feedback