Яворский Александр Леопольдович

На побывку

Назад в Красноярск (учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии (1892-1895)) Каратанов едет уже по железной дороге и, хотя не доезжает до самого города, т.к. первый пробный поезд с запада придет на станцию Красноярск лишь шестого декабря этого года, все же едет не на лошадях и пароходе, а на сравнительно быстрой чугунке, как тогда называли железную дорогу в Сибири. В Красноярске он попал уже в только что купленный новый дом по Новокузнечной улице /теперь ул.Дубровинского/.

В новом доме уже жила его замужняя сестра Ольга Иннокентиевна Пирожникова, переселившаяся из проданного ею своего дома по соседству. Родителей еще не было в городе, они задерживались на Бирюсинских приисках.

Новый собственный дом Каратановых имел сравнительно большой двор. На улицу длинной беленой избой без окон выходил одноэтажный сдаваемый в наем дом, все окна которого выходили почему-то во двор. Главный дом был в глубине двора над обрывом к протоке Енисея. Крутой берег был обнесен бревенчатой режью, т.е. рядами горизонтальных бревен врезанных под прямым углом в более короткие бревна, уходившие своими концами в землю и тем державшие все сооружение как надежный фундамент от осыпания обрывистого берега. Сверху дома в его середине была сделана надстройка, называвшаяся мансардой, хотя она и не была врезана в крышу, как настоящая мансарда, а была самостоятельной надстройкой над домом, выложенная сверху дома из бревен, как и самый дом.

В эту-то мансарду и поселился приехавший художник, имея намерение сделать в ней свою художественную мастерскую. Со двора в мансарду вела лестница с перилами. Внутри были две комнаты. Маленькая имела окно во двор на площадку лестницы, а большая выходила на юг с большим венецианского типа окном и дверью, выходящей на балкон, подпертый двумя столбами. С балкона открывался прекрасный вид на протоку Енисея, остров Пасадный, заросший тополями, Енисей и заречные лесистые горы со скалистым зубчатым выходом Такмака. Новый дом понравился художнику, и он непрестанно любовался открывающимся с балкона видом любимых гор.

Сразу же появились друзьями, и, конечно, состоялся не один поход на Столбы. После обстановки громадного города, каким был Петербург, Столбы показались еще более привлекательными. Не хотелось уходить с их приволья. Во время отсутствия Каратанова, на Столбах Чернышевым и Сусловым был сооружен домик у Третьего Столба, превратившийся к этому времени в постоянное место остановок столбистов-завсегдатаев. Неугасимо горел костер у самого камня, и все столбисты пользовались его услугами. Объединял пришедших и домик, создавая хотя и примитивный уют, но нужный. В связи с постройкой избушки у Столба стало разряженнее, но вокруг была та же девственная тайга и Каратанов отдыхал и наслаждался привольем и красотой.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Портрет А.Л.Яворского. Автор Каратанов, карандаш 1911 г.
[caption id="attachment_35083" align="alignnone" width="231"] Каратанов Дмитрий Иннокентьевич[/caption] А.Яворский ГАКК, ф.2120, оп.1., д.49
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 30-е годы. 1933
1933 год, март. Столбист Е.М.Абалаков — первый на зимнем Эльбрусе. Июльским вечером западное подножие Первого Столба и его западная стена внимали голосу «сибирского соловья» П.И.Словцова (тенор, сценический партнер Ф.Шаляпина). Сценой служила резонирующая ниша Колокола, залом полки и уступы хода Колокол, Танцплощадка на Чертовой Кухне и Театральная площадь...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. III. Русский период 17-18 века.
1624 год . Первое достоверное появление русских казаков-разведчиков в «Качинской землице». Строительство малой крепостцы-острожка на стрелке Качи и Енисея. Осмотр дотоле невиданных русскими останцев сиенитовых интрузий и присвоение им библейского названия «Столпы» (в разговорной речи «Столбы»), ставшего обозначением всех подобных скальных явлений Сибири и русского Дальнего Востока,...
Курылев В.Х.  Моим дорогим «Столбам»
Утро на Столбах Серый камень, темный камень, Грандиозные утесы, Зорь восхода яркий пламень И серебряные росы. Кудри влажные тумана, Звон ручьев, тайги прохлада, Шум проснувшегося стана, Дню дерзаний серенада. Солнце, солнце!.. И к вершинам Великанов молчаливых По карнизам, по теснинам, Где нет места для трусливых...
Feedback