Избушка на двоих или Малютка
О вкусах не спорят, это общепризнано. Весь вопрос сводится к одному: почему одному нравится одно, а другому другое? На него ответить сможет только тот, кому это нравится или другой, кому это не нравится. Отвечать за вкус другого трудно, даже просто не возможно. И всё же хочется узнать почему?
С такими мыслями я всегда смотрел на маленькую избушечку в долине Бабского Калтата. Ее никак нельзя пройти мимо, если идти вдоль Калтата на Наперстки, а на них мы ходили не редко со Столбов. Немного не доходя до сухого ложка, по которому идет подъем к Наперсткам, в некотором отдалении от подножья горы и находится Малютка. Избушка действительно малютка ведь расстояние между двумя противоположными стенками всего-навсего 2 аршина. Видимо, хозяева, а возможно они же и строители или были низкого роста или спали, всегда скрючив ноги. Кроме того, их не должно было быть больше двух, т.к. обе нары, расположенные под прямым углом, были одинаковые по длине и узкие. Недаром избенку прозвали Избушкой на двоих. Как и все избушки-скороспелки Малютка не имела крыши. Не было в ней и печки и ни разу в избушке мы не заставали не только ее хозяев, но даже кого-нибудь из зашедших столбистов. Общее наше коллективное мнение сошлось на том, что избушка эта — творчество какой-нибудь пары ягодников из особо заядлых. Ягодники по своему поведению и аппетиту на ягоду /жадности/ делятся на свои особые категории, из которых самые заядлые имеют еще подраздел злостных. В их характеристике, прежде всего, отмечено уединение, доходящее до одного. Этот единственный /максимум сдвоенный/ бродит в только ему известных ягодных местах, не делясь о них буквально ни с кем. Сбор ягоды идет втихомолку. Он часто припадает к земле в случае малейшего шороха, как бы не быть кем замеченным. При встрече врет, отводя от ягодного места рассказами о встрече с медведем и говорит, что больше туда за ягодой не пойдет и пр. и пр. Словом, вот такой ультроединоличник и мог выстроить себе такую Малютку, в которую бы не пришел кроме него никто другой. Но так как он, конечно, к тому же и трус, то страха ради перед тем же медведем на ягоде он позвал абсолютно такого же другого. Видимо, им и принадлежала данная маленькая избушечка.
И как становится печально, когда вот такими логическими построениями приходишь к такому грустному выводу. Никакой романтики и в таком прекрасном окружении как у Малютки. Какие камни стоят по обеим берегам Бабского Калтата, а сам ручей с чистейшей, прозрачной, холодной, стремительной водой. Кто стоя здесь на берегу таёжного потока скажет: «Как хорошо!». Никто из хозяев маленькой избушки. Им или ему это хорошо и это плохо, все в зависимости от того сколько удалось собрать ягоды, если охотник, сколько застрелил рябчиков. Как грустно. Хотелось бы другого. В Малютке живут тоже двое: он и она. Нет, даже не так, два пожилых друга. Они на отдыхе. Они уже хорошо изучили окрестности Бабского Калтата. Сегодня они побывали на Манской стенке с ее двумя отвесными коньками и, вернувшись домой в избушку, у костра мирно беседуют о проходящем дне, передавая друг другу свои впечатления от посещения гигантского камня, от того вида с него вокруг, который забыть невозможно. Завтра новый маршрут: Манская Баба с ее удивительной головой и видом с ее вершины на глухую стену, обставленную пиками густых темных елей. Опять новые впечатления, снова новое в старом и в то же время вечно новом. Дальше маршрут через Наперстки на Крепость. Да ведь это ж целый мир камней. Действительно перепроизводство красоты. И всё около этой крошки Малютки. Сама Малютка при таком использовании красоты ее окрестностей сделалась бы сказочной, желанной и еще более прекрасной. По-другому бы шумел Бабский Калтат, по-другому бы смотрелись безбрежные дали уходящих хребтов. Как много зависит от самого человека!
16 сентября 1917 года Я, Арсен Роганов и Миша Шахматов со Столбов пошли в Столбовский Калтат к избушке Манской Бабы и не найдя повешенную Арсеном пилу с пепелища, забрали с собой печку с трубами, валявшуюся на пожарище и пошли ночевать в избушку Малютку.
Мы с Арсёном легли на нары а более молодой Миша на полу у печки. Заснули помню быстро но лежать было заметно коротко и как хотелось вытянуть ноги но габариты нар никак не позволяли такой казалось бы простой вещи. Неужели думал я и это было предусмотрено жадными хозяевами избушки. Пусть мол помучаются и в другой раз не придут. Возможно. Это в их стиле. Ночь выдалась холодная а изба никак не держала тепла и мы встали утром рано и попив чаю ушли вниз по Калтату где и ночевали вторую ночь в избушке У Васильевой разсохи и конечно вытягивая ноги отдыхали хорошо. Уходя мы заметили что Малютка как бы сползла со своего старого места.
Следующая отметка в дневнике от 24 декабря 1918 года говорит следующее: «Дошли до избушки на двоих, она же Малютка за Манской Бабой и сняли ее /смотри снимок Митича/». Нужно сказать, что фотоснимка Малютки у меня нет. Но если есть такая запись значит он был по крайней мере у Митича. Принял меры к розыску этого снимка по знакомым. Только едва ли он сохранился где либо. За смертью фотографа могли просто сжечь, как никому не нужное. А сколько таких сожжений было на моей памяти, жутко вспомнить. Я всегда считал и считаю, что нет ничего что бы кому нибудь да не было нужно. Просто мы не всегда находим такого заинтересованного в сохранении человека. Разсуждая так я с большим уважением отношусь к архивам в которых нет ничего абсолютно не нужного. Когда нибудь, кому ни будь, что нибудь да пригодиться, и это абсолютно верно. Еще одно упоминание:
5 января 1926 года «Был около Малютки».
От 3 июня 1928 года «Избушка Малютка совсем разрушается».
Мы за последнее время на Крепость ходили через Наперстки и оставляя грив на которой они стоят слева т.е. на север выходили к так называемому Выходному на Крепость. Идя однажды этим маршрутом мы волей неволей подошли к избушке Малютке и вот что мы застали на этом месте. Избушка была раздавлена большой упавшей на нее лиственницей. Стали осматривать пень оставшийся от упавшей лиственницы и оказалось что лиственница была кругом подрублена и особенно больше с противуположной стороны. А это означало что ее умышленно кто то подрубил в направлении на Малютку. Прямо по Гоголю. Помните что сказал Тарас Бульба разстреливая за измену своему сыну? «Я тебя спородил я ж тебя и убью». Видимо так и было и около Малютки. Это примерно было в начале сороковых годов. 3аповедник постепенно набирал силу и ходить как раньше за ягодами было уже не так просто. Поэтому хозяин с его врожденной ягодной философией решил видимо «А не пускаете, ладно. Так ни себе ни людям. Никому не достанется мой домик. Я его строил я и прикончу». И прикончил.
Так вот какие бывают дела у нас в тайге и не придумаешь такое при всем желании. Видимо бывают не только разные избушки но и разные люди их строящие. А в общем по Сеньке и шапка, как говорится в народе. Оказывается правы те, которые говорят что по произведению можно судить об его творце.
А.Яворский
ГАКК, ф.2120, оп.1., д.8
Owner →
Offered →
Collection →
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края