Яворский Александр Леопольдович

Избушка на двоих или Малютка

О вкусах не спорят, это общепризнано. Весь вопрос сводится к одному: почему одному нравится одно, а другому другое? На него ответить сможет только тот, кому это нравится или другой, кому это не нравится. Отвечать за вкус другого трудно, даже просто не возможно. И всё же хочется узнать почему?

С такими мыслями я всегда смотрел на маленькую избушечку в долине Бабского Калтата. Ее никак нельзя пройти мимо, если идти вдоль Калтата на Наперстки, а на них мы ходили не редко со Столбов. Немного не доходя до сухого ложка, по которому идет подъем к Наперсткам, в некотором отдалении от подножья горы и находится Малютка. Избушка действительно малютка ведь расстояние между двумя противоположными стенками всего-навсего 2 аршина. Видимо, хозяева, а возможно они же и строители или были низкого роста или спали, всегда скрючив ноги. Кроме того, их не должно было быть больше двух, т.к. обе нары, расположенные под прямым углом, были одинаковые по длине и узкие. Недаром избенку прозвали Избушкой на двоих. Как и все избушки-скороспелки Малютка не имела крыши. Не было в ней и печки и ни разу в избушке мы не заставали не только ее хозяев, но даже кого-нибудь из зашедших столбистов. Общее наше коллективное мнение сошлось на том, что избушка эта — творчество какой-нибудь пары ягодников из особо заядлых. Ягодники по своему поведению и аппетиту на ягоду /жадности/ делятся на свои особые категории, из которых самые заядлые имеют еще подраздел злостных. В их характеристике, прежде всего, отмечено уединение, доходящее до одного. Этот единственный /максимум сдвоенный/ бродит в только ему известных ягодных местах, не делясь о них буквально ни с кем. Сбор ягоды идет втихомолку. Он часто припадает к земле в случае малейшего шороха, как бы не быть кем замеченным. При встрече врет, отводя от ягодного места рассказами о встрече с медведем и говорит, что больше туда за ягодой не пойдет и пр. и пр. Словом, вот такой ультроединоличник и мог выстроить себе такую Малютку, в которую бы не пришел кроме него никто другой. Но так как он, конечно, к тому же и трус, то страха ради перед тем же медведем на ягоде он позвал абсолютно такого же другого. Видимо, им и принадлежала данная маленькая избушечка.

И как становится печально, когда вот такими логическими построениями приходишь к такому грустному выводу. Никакой романтики и в таком прекрасном окружении как у Малютки. Какие камни стоят по обеим берегам Бабского Калтата, а сам ручей с чистейшей, прозрачной, холодной, стремительной водой. Кто стоя здесь на берегу таёжного потока скажет: «Как хорошо!». Никто из хозяев маленькой избушки. Им или ему это хорошо и это плохо, все в зависимости от того сколько удалось собрать ягоды, если охотник, сколько застрелил рябчиков. Как грустно. Хотелось бы другого. В Малютке живут тоже двое: он и она. Нет, даже не так, два пожилых друга. Они на отдыхе. Они уже хорошо изучили окрестности Бабского Калтата. Сегодня они побывали на Манской стенке с ее двумя отвесными коньками и, вернувшись домой в избушку, у костра мирно беседуют о проходящем дне, передавая друг другу свои впечатления от посещения гигантского камня, от того вида с него вокруг, который забыть невозможно. Завтра новый маршрут: Манская Баба с ее удивительной головой и видом с ее вершины на глухую стену, обставленную пиками густых темных елей. Опять новые впечатления, снова новое в старом и в то же время вечно новом. Дальше маршрут через Наперстки на Крепость. Да ведь это ж целый мир камней. Действительно перепроизводство красоты. И всё около этой крошки Малютки. Сама Малютка при таком использовании красоты ее окрестностей сделалась бы сказочной, желанной и еще более прекрасной. По-другому бы шумел Бабский Калтат, по-другому бы смотрелись безбрежные дали уходящих хребтов. Как много зависит от самого человека!

16 сентября 1917 года Я, Арсен Роганов и Миша Шахматов со Столбов пошли в Столбовский Калтат к избушке Манской Бабы и не найдя повешенную Арсеном пилу с пепелища, забрали с собой печку с трубами, валявшуюся на пожарище и пошли ночевать в избушку Малютку.

Мы с Арсёном легли на нары а более молодой Миша на полу у печки. Заснули помню быстро но лежать было заметно коротко и как хотелось вытянуть ноги но габариты нар никак не позволяли такой казалось бы простой вещи. Неужели думал я и это было предусмотрено жадными хозяевами избушки. Пусть мол помучаются и в другой раз не придут. Возможно. Это в их стиле. Ночь выдалась холодная а изба никак не держала тепла и мы встали утром рано и попив чаю ушли вниз по Калтату где и ночевали вторую ночь в избушке У Васильевой разсохи и конечно вытягивая ноги отдыхали хорошо. Уходя мы заметили что Малютка как бы сползла со своего старого места.

Следующая отметка в дневнике от 24 декабря 1918 года говорит следующее: «Дошли до избушки на двоих, она же Малютка за Манской Бабой и сняли ее /смотри снимок Митича/». Нужно сказать, что фотоснимка Малютки у меня нет. Но если есть такая запись значит он был по крайней мере у Митича. Принял меры к розыску этого снимка по знакомым. Только едва ли он сохранился где либо. За смертью фотографа могли просто сжечь, как никому не нужное. А сколько таких сожжений было на моей памяти, жутко вспомнить. Я всегда считал и считаю, что нет ничего что бы кому нибудь да не было нужно. Просто мы не всегда находим такого заинтересованного в сохранении человека. Разсуждая так я с большим уважением отношусь к архивам в которых нет ничего абсолютно не нужного. Когда нибудь, кому ни будь, что нибудь да пригодиться, и это абсолютно верно. Еще одно упоминание:

5 января 1926 года «Был около Малютки».

От 3 июня 1928 года «Избушка Малютка совсем разрушается».

Мы за последнее время на Крепость ходили через Наперстки и оставляя грив на которой они стоят слева т.е. на север выходили к так называемому Выходному на Крепость. Идя однажды этим маршрутом мы волей неволей подошли к избушке Малютке и вот что мы застали на этом месте. Избушка была раздавлена большой упавшей на нее лиственницей. Стали осматривать пень оставшийся от упавшей лиственницы и оказалось что лиственница была кругом подрублена и особенно больше с противуположной стороны. А это означало что ее умышленно кто то подрубил в направлении на Малютку. Прямо по Гоголю. Помните что сказал Тарас Бульба разстреливая за измену своему сыну? «Я тебя спородил я ж тебя и убью». Видимо так и было и около Малютки. Это примерно было в начале сороковых годов. 3аповедник постепенно набирал силу и ходить как раньше за ягодами было уже не так просто. Поэтому хозяин с его врожденной ягодной философией решил видимо «А не пускаете, ладно. Так ни себе ни людям. Никому не достанется мой домик. Я его строил я и прикончу». И прикончил.

Так вот какие бывают дела у нас в тайге и не придумаешь такое при всем желании. Видимо бывают не только разные избушки но и разные люди их строящие. А в общем по Сеньке и шапка, как говорится в народе. Оказывается правы те, которые говорят что по произведению можно судить об его творце.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.8

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1972
1972 год. Китайская Стенка стала Центральной лабораторией, Столицей, вновь обретенным Раем скального спорта. Здесь нет абрековщины, водки, гуляющих толп, лесников, КАО, милиции, псевдоученых и вообще лишних. Все доброжелательны, вежливы — все лазят. Жизнь кипит в основном вокруг пятисотметрового дракона-утеса, вместившего...
"Красноярские Столбы" в поэзии. Разные авторы. 1899-1961 гг.
На Столбовской Видовке Густые высокие травы... Поляна. На ней остановка, И там, на вершине, вправо Развалы Столбовской Видовки. Хоть путь еще не окончен, Но разве пройдешь мимо! Если устали не очень — Поднимемся к краю обрыва. Синеют в зареве дали, Чернеют тайга и горы... И думаешь: «Встретишь едва ли Такие еще просторы»....
К. Бальмонт Сибирь
Копия. Леониду Васильевичу Тульпа Дружески   Страна, где мчит теченье Енисей, Где на горах червонного Алтая Белеют орхидеи, расцветая, Где вольный дух вбираешь грудью всей. Там есть кабан. Медведь, стада лосей, За кабаргой струится мускус, тая, И льется к солнцу песня молодая. И есть поля,...
Столбы. Поэма. Часть 30. Каин и Авель
Две думы часто нас терзают Одна другой наперекор, Они порой с пути сбивают Входя друг с другом в смертный спор. Так и в природе сплошь да рядом Начала разные в одном, И то не кажется не складом Пока не грянул где-то гром. Тогда лишь выйдет из покоя Комок случайных этих друз, Порвется сразу...
Feedback