Яворский Александр Леопольдович

Мало-Сынжульская избушка

В своих бродяжничествах по Куйсумским горам я, кроме Столбовского района, любил посещать и живописные горы Базайской долины. Как интересно наблюдать с какой-нибудь высоты эти поочередные хребтовые перекрытья какой-нибудь долинки.

Одним из целевых остановочных пунктов, а также проходным был для нас левый приток Базаихи Сынжул, а особенно Малый Сынжул, в котором в 2-х верстах от устья стояла чья-то избушка. Особенно запомнились мне лыжные походы на Сынжул. Из города обычно мы шли через городской лог, а на Базаиху спускались Балгашом. Еще идя амфитеатром Балхаша с высоты Торгашинского хребта, мы с радостью замечали зигзаги Базайской долины и ее притоков — Сынжулов и Намурты,

Но вот мы и в Базаихе. Чуть выше впадает говорливый Балгаш, а ниже брод. Сейчас все под снегом, но Бахаиха в длинной полынье и на ней оляпка. Этот водяной дрозд здесь обычно достает в реке свой корм. Он ныряет в полынью и вскоре, вынырнув и встряхнувшись, что-то глотает. Мороз, снег, полынья, оляпка, как-то всё интересно связано с обычным зимним молчанием.

Дальше путь вдоль поворота Базаиха до Грязнухи и после нового поворота долина Сынжула.

Сынжулом уже недалеко и от избушки. Вот и она с двускатной из дранья крышей. Стоит избушка на левом берегу и в ней есть печь. Это просто чудесно. После хорошего хода можно и отдохнуть, да и заночевать в тепле. И мы не раз ночевали как зимой, так и летом.

Не раз через эту избушку мы ходили к Седловому или Дикому.Но лучше всего нам нравилось ходить со Столбов /зимой/ Балгашом, тогда уже обязательно избушки не миновать, а попадали мы сюда из Калтата, поднявшись по Миничевой рассохе. Путь далекий и трудный, но мы были молоды инаши ноги упорно двигали вперед камасные лыжи, а крепкая рука сжимала и передвигала еловый таяк. И нам было хорошо. Зато какой радостью для нас была эта Сынжульская избушка.

Вот снимок от 15 ноября 1909 г. У костра и избушки группа второй Каратановской компании. Слева направо: Морозов Василий с топором, крестьянин из Базаихи /за избой его кони/, он приехал для заготовки дров. Масленников Иннокентий с колотушкой, Тулунин Авенир в разговоре со мной. У костра Каратанов Дмитрий, Трегубов Григорий, Масленников Михаил и Надольский Александр. Все мы объединены одним желанием — скорее попить чаю после хорошего перехода через горы. Через Сынжул же 15 августа 1915 года я и трое девиц /Г.Зыкова, М. и В. Чередовы/ взъемом вышли на Намуртинскую дорогу и ушли на р.Ману в районе Индеев и затем спустились на плотике по Мане.

Летом долина Сынжулов глухая. Тропа идет в таёжном высокотравье, выйдя из которого вдруг как в сказке видишь приветливую избушку.

Избушка построена была, видимо, давно, т.к. в наше время она была уже не новая, а своим возникновением она, конечно, обязана была всяческого рода заготовкам леса от швырковых дров до долготья.

В моем дневнике имеется еще одна запись от 2 января 1926 года такого содержания: «Ночевал в Сынжульской избе, она уже плохая, но ночевать можно. Когда она строилась — не знаю, но при жизни не мне одному она приносила радостный кров».

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.8

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 19 век. 90-е годы.
1891 год. Д.И.Каратанов, А.Антипин с помощью деревянных подставок покорили скалу Дед. 1892 год. На собранные компанией А.С.Чернышева средства базайские плотники построили под Верхним Козырьком Третьего Столба просторный дом с высокими окнами и большой верандой. Дом, известный как «Чернышевская изба» на 14 лет...
Пекло
Избушка прислоненная к камню в районе северо-западного развала камней Второго столба. Избушка каркасного типа. Над ней на камне надпись Пекло. Сведений о ней не сохранились как и о ее жителях, да и просуществовала она недолго и была растащена другими кампаниями на дрова в их стоянки Сохранилась лишь схема передней части этой избушки. Г АКК, ф.2120,...
Байки. Наскальное
Стремление оставлять следы на скалах коренится глубоко в природе человека. И не только сапиенсы этим занимались, но даже и неандертальцы. Рисунки древностью в 30-40 тысяч лет представляют величайшую культурную ценность. А что же на Столбах? Все ли надписи — вандализм или есть исключения? Про «Свободу», «Ферму», инициалы первых обитателей «Чернышёвки», чёрные рамочки,...
Тринадцатый кордон. Глава одиннадцатая
Июль был жарким и сухим. По всему краю, протянувшемуся от Саян до тундры и границ Арктики, горели леса. В конце месяца начались пожары и в заповеднике. Горожане ходили сюда за недозрелыми кедровыми шишками, за кислицей, жимолостью, черникой. Эти «шишкари» и «ягодники» иногда небрежно бросали в тайге недокуренную папиросу, уходя из леса, не гасили костер....
Feedback