Яворский Александр Леопольдович

Государственный совет

Под таким названием с 1906 года стала именоваться площадка Третьего Столба, что находится выше Козырька и немного севернее его. Стена столба с незначительным козырьком над запавшим тут камнем и площадка перед ней кому-то подсказали о сходстве этого места с залом заседаний. И сразу же родилась каверзная мысль назвать это место Государственным советом. Казалось бы, что общего у камней с государственным советом, этим политическим, правительственным учреждением царской России? Но фантазия столбистов и их революционный дух большого сходства и не искали. Площадка это зала, стена это стена зала, а камень у стены это кафедра для выступлений, тем более что за эту кафедру можно заходить сбоку и помещаться до нескольких человек, тогда это уже и стол заседаний. Всё на месте, а остальное в воображении. Убеленные сединами и опытом государственные деятели это мы столбисты Второй Каратановской компании: Сашки, Митьки, Мишки и Васьки. Чем не члены государственного совета.

Здесь вечерней порой при зажженном костре на площадке устраивались комические выступления с речами и жестикуляцией. В памяти жив был только что прошедший 1905 год. 1906-й был началом реакции. Победоносцевы, Треповы, Витте, все эти советчики, вершившие дела России, каратели, хитроумные царедворцы, были объектом нашего вышучивания. После такого рода выступлений начиналось хоровое пение. В промежутках цирковые номера. За лучшие выступления Вася Сипкин давал нам по образцу героев Майн Рида индийские названия вроде: вождь Черная сопля, Гнилой зуб и им подобные, за которые мы не всегда его благодарили, но время проводили весело. А весело было нам молодым понятно почему, ведь нам тогда было по 15-16 лет.

Более или менее постоянными членами компании в то время были: Каратанов Д.И., Масленников М.А., Сипкин В.А., Тулунин А.Ф., Яворский А.Л. Хаживал к нам Рутковский М.Э. большой любитель всяческого рода сценических выступлений и как говорят смехач.

Против площадки стоит камень. В 1905 году на нем сделали надпись Гапон, так он Гапоном и начал называться. Этот одинокий камень, как бы выброшен из общества камней, в котором он был когда-то. Отверженный камень напомнил участь провокатора Гапона, предателя отверженного не только революцией, но и купившими его жандармами. Этой аллегории было достаточно для того, чтобы с этих пор многие одиночные камни на Столбах, сброшенные когда то в процессе разрушения с вершин Столбов, стали называться Гапонами, а меньше Гапошами. Весной 1907 года, когда еще лежал снег на площадке Государственного совета, мы пришли и остановились на ней. После чая часть нашей компании, в том числе и я, полезла на Галона по близрастущей лиственнице и при помощи лестнично воткнутых в камень и дерево обрубков валявшихся буреломных сучьев. Когда мы залезли, Вася Сипкин, оставшийся на площадке, начал кидать в нас снежками. На верху Гапона спрятаться было некуда, а в нас уже летели снежки н е одного Васи. Пришлось изыскивать снаряды и нам. Один из нас спустился и стал готовить за камнем Гапона снежки, а потом закидывать их нам. Завязался настоящий снежный бой. Нам так это понравилось, что и на завтра мы продолжали битву.

Место на площадке нам нравилось, но около столба свидетеля недавнего пожара любимой всеми избушки порой становилось как-то грустно, а порой и людно и, поискавши, мы перешли в Клуб Четвертого столба.

Площадка переходила от одной компании к другой и, пожалуй, никто на ней долго не заживался. При дальнейшем посещении площадки мы всегда почти встречали разных лиц. Вообще столб постепенно затихал, стоянки переходили к Первому Столбу.

Некоторое время на площадке была стоянка печатников /1917 год/. В их компании были: Коновалов Аким /Ким/, Львов Иннокентий /Камус/, Какаулин Иосиф, его жена Ширяева Анастасия, Какаулина Лида, Редков Андрей, Лозицкая Феня, Преображенский Костя /Бардадым/. Эта компания была музыкальной и певучей. Особенно большим любителем музыки был Кеша Львов, который, несмотря на отсутствие нормального слуха, играл на всяких струнных инструментах и, кстати сказать, был в компании зачинателем всяческих выступлений из цикла столбовских номеров. С гитарой Кеша вообще не расставался.

В 1919 году компания печатников покинула площадку на Третьем Столбе и перебралась в район Деда, где с северной стороны Прадеда компания выступала уже под названием Павианы.

Видимо, в этом же году кем-то на стене Государственного совета, над кафедрой была начерчена пятиугольная звезда с серпом и молотом в середине, а в углах между лучами были написаны буквы В.Л.К.С.М. и ниже выведена надпись Коммунистический союз молодежи. Площадка стала называться Комсомольской площадкой /есть мнение, что эта надпись была сделана в 1922 году./

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.6

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Восходители. Вниз
И все же фифти-фифти было. Может быть, уже на восьми тысячах они ненавидели эту гору, самих себя и друг друга. Пройти по ранее непройденному маршруту до «классики» вовсе не означает подняться на вершину, говорил же и Антипин: больше всего боялся, что парни очень-очень устали. Вот, умирает австриец, вон, спускаются безуспешные...
Столбы. Поэма. Часть 27. Седловой
Там, где нога людская не ступала, Таких земель на свете нет, Везде прошел, быть может мало, Тот человека тяжкий след. Таких других следов в природе Буквально нет ни у кого, Лишь у медведя нечто вроде Напоминает след его. Недаром — Дядя Пим зовется По очертаньям он следа, Но след медвежий...
Книга - 1 Часть - 2 "Грифы"
Изба «Грифы»  В конце мая - начале июня 1961 года студенты Красноярского машиностроительного техникума: Николай Молтянский, Владимир Тронин, Владимир Деньгин, Геннадий Злотников, после сдачи сессии ушли на неделю открывать для себя Дикие Столбы. Тогда и была обнаружена скала, на которой...
Красноярская мадонна. Корни столбизма. Социальные корни
Во времена возникновения свободного скалолазания к концу XIX в. Россия переживала, казалось благополучнейшие времена. Ни катаклизмы, ни ислам не осмеливались угрожать православию. Монархические династии великих держав поддерживали родственные и дружеские отношения. Русское общество стремилось к образованию, развитию культуры и промышленности. Однако известно, что исчезновение внешних опасностей вызывает бурное развитие...
Feedback