Как я съездил в Каравшин
Как мы ехали
Вообще то я не собирался в этом году ехать в Каравшин. Готовился я к высоте, мечтая поехать на Конгур. Но по финансовым причинам поехать туда не смог. И я принял предложение друзей из Новосибирска поехать в Каравшин. Я там доселе не был и посчитал предложение интересным. Собиралось нас ехать пятеро, но по различным причинам осталось трое. Кроме меня это Авдей (Алексей Авдиенко, спасатель) и некто Боцман (Андрей Дубинин) — профессиональный автостопщик, имеющий к тому же третий разряд по альпинизму. Умудрился даже в Норильск попасть автостопом на вертолете. Он поехал в качестве офицера связи, повара и крайнего за все.
Билеты мы взяли с большим трудом. Даже готовы были лететь самолетом. Но тут нам друг Птицын помог с бронью. Другая проблема — уезжать надо уже в тот же день, а у нас барахло не собрано. Чуть не опоздали на поезд. За полчаса до отправления мы еще паковались у Боцманского магазина.
Ехали мы поездом Новосибирск — Алматы. В Барнауле в наш поезд подсели две девчонки, едущие в Дугобу — Ольга и Лена. Мы долго их уговаривали поехать с нами. Нам просто позарез был нужен в экспедиции доктор (хоть рентгенолог) да и географ бы не помешал. Но, видимо, мы были недостаточно красноречивы.
При пересечении Казахской границы надо не забыть взять у погранцов иммиграционную карточку, которая должна быть бесплатной. Иначе будут проблемы при выезде из Казахстана, решаемые впрочем при помощи ста рублей на каждого пересекающего границу. Машина для переезда из Алматы в Бишкек легко ловится прямо на вокзальной площади. Любой маршрутный микроавтобус готов вытряхнуть пассажиров и ехать. Просят недорого, но умалчивают о том, что пересекать границу они не имеют права. В итоге довозят до границы, а дальше приходится перегружаться в другую машину за уже дополнительные деньги. Зато большую часть пути можно ехать в комфортном мерсе. В настоящее время турки строят новую дорогу до Бишкека и ехать приходится проселками в объезд. Очень тряско и на 1-2 часа дольше.
В Бишкеке мы остановились в подвале турфирмы «Аксай Трэвел» у Калашниковой Лены. Кстати, очень рекомендую будучи в Бишкеке посетить ресторан «Камелот» недалеко от «Аксай Трэвел».
Все документы (регистрация, пропуск в погранзону) нам оформляла фирма «Горы Азии». Также нам было позволено на халяву проехать в их вахтовке до Оша, за что хочу выразить особую благодарность лично Алене Дудашвили. Ехали мы вместе с очень приятным гидом «Гор Азии» Мариной.
У одного из киргизских работников Боцмана отец живет в поселке Шамалдысай по дороге в Ош. Мы завезли ему письмо от сына и были одарены всяческими фруктами. Также в Шамалдысае находится построенная итальянцами фабрика по производству томатной пасты под названием «Манзини» (Манас по итальянски). Там мы прихватили ящик пасты и весь месяц пили вкусный томатный сок.
В Оше при поиске транспорта для дальнейшего переезда познакомились с Анохиным Николаем Николаевичем — сотрудником «Российской газеты» и владельцем УАЗика «таблетки», который согласился доставить нас в Ворух и выше. Знакомство оказалось очень ценным: Николай Николаич знает весь Кыргызстан и строит по дороге всех ментов и погранцов. Также знает и лучшие чайханы.
В Баткене надо зарегистрироваться в местной ментовке, а также на пропуске в погранзону сделать отметку НСБ (национальной службы безопасности). После с этим пропуском и регистрацией нужно зайти в Баткенский погранотряд к начальнику разведки майору Хусаинову, который на нем поставит печать, что указанным там лицам действительно можно посетить погранзону. Без этого можно сильно зависнуть на заставе в Ворухе вплоть до возвращения в Баткен. Выполнение этих формальностей занимает некоторое время и следует планировать прибытие в Баткен в первой половине дня. Нам пришлось там заночевать. В итоге мы поняли, что перепить целую заставу нам не удастся, т.к. они меняются а мы нет. (Замечу, угощали они). В Ворухе тоже пришлось пить с начальником. Потом Боцман отобрал автомат у часового, и сам принялся охранять границу.
По дороге дальше мы подобрали хозяина первого урючного сада и местного лесника Абдуллу. Он был весь увешан капканами. Спросили: «На кого капканы?» Отвечает: «Дикобразы задолбали. Посевы топчут.» Обещал накормить нас на обратном пути дикобразом, но не поймал. Пришлось есть плов.
На «таблетке» и еще на «шишиге» (ГАЗ 66) можно доехать до моста, что на километр ниже верхней заставы. Другие машины не пройдут, слишком узкая дорога. Дальше только вьючная тропа.
За ишаков с нас запросили по 30 баксов. Перед этим юсовцы платили по 25 и местный народ решил, что можно и еще поднять. Мы сказали, что за 30 баксов мы и сами ишака затащим и принялись демонстративно таскать груз на себе. Я за два дня намотал 100 км, из них 50 с грузом и в гору. Через два дня нам удалось сбить цену до 500 рублей за ишака. Взяли мы двух ишачков, нагрузили их килограмм по 100 и отправились в Карасу. Ишачки чуть не сдохли от такого обращения. У второго урючного сада их пришлось разгрузить и делать еще одну ходку.
В Карасу стояла большая компания хохлов. До нашего прибытия они рубились на 4810 на чемпионат. Погода была отвратная. Ежедневные дожди с обеда. Мы принесли в ущелье хорошую погоду. Вообще, погода к нам благоволила: просили, чтобы не жарко на заброске — было пасмурно, надо было лезть — светило солнце, хотелось отдохнуть и выпить водки — шел дождик, но не сильно.
Как мы схватили холодную ночевку
Первый выход на гору мы решили сделать поближе к лагерю, и пошли на Желтую стену по 5А (косая полка через всю стену). Боцмана тоже взяли с собой, хотя на пятерку он идти и не мог. Но неужели два инструктора не протащат по маршруту одного участника. (Сразу скажу, что после этого Боцман зарекся с нами куда-нибудь ходить). Маршрут приятный, весь лазовый. Для прохождения ключика в верхней части хорошо бы иметь большой камалот, которого у нас то как раз и не было. Такой противный косой камин, из которого все время пытаешься выпасть. Авдей проходил его спиной вперед, забрасывая лассо на торчащий над головой старый крюк.
На вершину вылезли уже в сумерках. Боцман, конечно, задерживал, да и общий разгильдяйский дух в группе не ускорял передвижение. А спуск то мы и не знали. Сашка Лавриненко нам сказал только, что по косым зеленым полкам. Вот мы и пошли по самой большой полке. Ну и чем дальше, тем темнее. А фонарик только один. Мы же не собирались долго ходить. Полка кончилась, а что внизу уже не видно. Решили мы дюльфернуть с хорошей такой арчи. Авдей с фонариком уехал и скрылся за перегибом. Темно. Сидим, ждем. Ни хрена не слышно и не видно. Скучно, да и прохладно уже. (Напоминаю, мы же не собирались ходить долго, и теплых вещей у нас нет). Покричали. Никакого ответа. Подергали веревки. Сигналов нет. Перила, вроде, свободны. Боцман поехал вниз. Договорились, что он дернет три раза за веревку, когда можно будет спускаться. Сижу один. Совсем плохо. Долго сижу. Веревка дергается беспорядочно. Решил тоже спускаться. Вот этого и не следовало делать. Оказалось, что Авдей уехал под здоровущий карниз (метра два — три), кое-как дотянулся до сопливенькой арчи, которая торчит из под шатающегося откола и, вися на ней, бьет спит. Потом Боцман еще повис на той же арче. Первую дырку пробили в пустоту, пришлось бить новую тупой уже коронкой. А тут еще и я приехал. И решил я остаться висеть на перилах. Сверху хотя бы солидная арча. Но когда ноги болтаются без опоры совсем даже не весело. А внизу темно. Наконец-то спит заколотили, продернули веревки и Авдей поехал дальше. И опять попал на такой же карниз. (Днем, посмотрев на путь спуска, мы поняли, что хуже и специально не найти). Теперь шлямбур заколотили быстро, но не смогли продернуть веревки. Что-то где-то зацепилось, но в темноте мы эту проблему не решили. Время было часа три, и мы остались ночевать. Была маленькая полочка, хотя бы для ног. Сели на рюкзачки, прижались друг к другу как влюбленные и так и проторчали до утра. Потом мне пришлось вылезти на жумаре через этот долбаный карниз вверх до предыдущей станции и разобрать веревки. До низа оставалось еще две веревки, которые мы быстренько и прошнурили. Но такой идиотской холодной ночевки у нас в жизни еще не было. Вот после этого Боцман и решил больше с нами не ходить.
Как мы отдыхали
Спустились мы в лагерь. Приняли ванну. Через поляну протекает несколько ручьев из родников. В одном из них отгорожено камнями небольшое (размером с ванну) водохранилище, выложенное слюдой. Температура воды 7°С. Там и купались. Затем выпили по чашечке кофе.
К вечеру того же дня благополучно вернулись в лагерь и все украинские команды. Мы сварили борщ и позвали их в гости. Решили, что пить мы будем на следующий день. Как раз у Сашки Максимени из Минска будет день рождения. Сегодня только наш невкусный спирт допьем и все. Допили. Смотрю, Лавриненко бутылочку тащит. Ну хорошо. Потом кто-то еще. И еще. В час ночи добрый доктор Жора выкатил все свои остатки медицинского спирта. Пришлось брать ситуацию под контроль и прятать спирт. А то как бы мы день рождения справляли?
На день рождения мы прикупили мяса и нажарили шашлыков. Ну и дальше все по накатанному. С большим удовольствием посидели. Нам вообще очень понравилось с этими хохлами общаться. Все классные парни. Вот девчонок с ними не было. Во всем ущелье одни мужики.
А на завтра после дня рождения хохлы ушли вниз. С нами остался только именинник, имеющий намерение лезть на 4810 соло. Проводили мы их, уронили скупую мужскую слезу, и захотелось нам в ознакомительных целях сходить в соседнее ущелье Аксу поглазеть на окрестности. Сходили. Поглазели. В Аксу стояли поляки и «узбеки» (парни из какой-то узбекской турфирмы), опекающие двух испанцев. Эти мачо все не могли решить, куда же они хотят лезть и хотят ли. Таскали снарягу из под одной горы под другую и, в итоге, никуда не сходили.
В один из дней отдыха сходили мы вверх по Карасу. Поднялись по леднику почти до Пирамидального. Оттуда отличный вид на Асан-Усан и 4810. Еще там брошенный рудник, где слюду добывали. Там стоят останки двух тракторов. Как их (трактора) туда доставляли совершенно непонятно.
Как мы сходили первопроход
Было у нас желание сходить на Асан на 6А. А потом подумалось, зачем нам таскать железо с места на место? Сходим снова на Желтую стену по центру. В 2000 г. там начинали лезть америкосы, которых потом в заложники взяли. В 2002 г. там вроде бы чехи прошли. И хохлы где-то там ходили. Только отчетов никто не подавал. Сходим, думаем, по пробитому и описание сделаем. Хоть оформим маршрут. А потом и на Асан успеем. (Мы с братиком Ашотиком строили планы).
Оглядели мы маршрут. Начало по отличному такому отколу, а дальше уши шлямбурные блестят. Ну и полезли. Первым разочарованием было то, что уши явно дюльферные. А следов подъема нет. Ну, думаем, значит в начале все обходили по 5А по полке, а после полки уж точно будет маршрут. До полки мы лезли по одной веревке в день, чисто для души. Ночевали в лагере и перемежали все это днями отдыха. Через пять дней такого лазания нам подумалось, что мы можем и не успеть никуда залезть. Вылезли на полку и решили отрываться. Вытянули веревки и баул, поставили палаточку на слепленной из камешков площадке. Отправились искать маршрут. Подлезли к блестевшему над полкой уху, а дальше то ничего нет! Висят моханые американские веревки, по которым они дюльферяли, и никаких следов подъема. Выше станции гладкая плита и два карниза на ней. Ни дырок, ни шлямбуров. Как эти америкосы попали туда, откуда их сняли? Пришлось брать в руки пробойничек и 50 метров на скайхуках сандалить. Долезли до американской платформы. А дальше пошел уже внутренний угол со щелями. Только хотели мы расслабиться, а не тут-то было. Карниз за карнизом. И нигде никаких следов предыдущих прохождений. За 4 дня мы вылезли наверх и прибили там табличку «54 RUS ». Маршрут решили назвать «Даун». Так вот и получилось, что мы сделали первопроход.
Спуск прошел без происшествий. Внизу ждал верный Боцман с шашлыками и водкой. Даже баночка икры сохранилась. А на другой день погода начала портиться. В горах наступила осень. Как говорится: главное в профессии вора (ну и альпиниста конечно) — вовремя смыться. Приехал за нами Николай Николаич, и мы смылись.
Как мы уезжали
Великая штука Интернет. В Оше зашли в интернет-кафешку, где и узнали, что наши красноярские друзья в вечер этого дня приезжают в Бишкек с Конгура. Мы быстренько запрыгнули в наш любимый уазик и утром были в Бишкеке, где все мы и встретились в подвале «Аксай-Трэвел». А дальше — кафе «Пристань», баня и «Камелот».
На утро, после долгого прощания, отправились мы в Алматы на поезд. И выяснили, что уазик едет медленнее, чем нам бы хотелось. На вокзал мы прибыли на час позже (согласно расписанию) отправления поезда. Приезжаем — а он стоит. Азия-с. Погрузились мы в свой вагончик (билеты у нас были в вагон повышенной комфортности) и поехали. В том же вагоне и Володя Середа из Дугобы ехал. Так вот не торопясь и попивая анабиозную жидкость, добрались до Новосибирска. Оттуда я уже один до дома.
Вот как замечательно мы съездили в горы, чего и другим желаем!
Owner →
Offered →
Янушевич Александр Артурович
Янушевич Александр Артурович