Степанов Николай Лаврентьевич

Красноярские Столбы (из воспоминаний). I. Столбы и столбисты

«Столбы» — это образования твердой горной породы — сиенита. Геологи примерно так объясняют эти образования: «Когда-то, сотни миллионов лет назад, раскаленная магма стала прорываться сквозь твердую земную корку, оказавшуюся настолько прочной, что она, заполнив собой отдельные трещины, так и застыла. ( см. примечание Б.Н.Абрамова № 1 ). Остальное за это время сделали неутомимые работники — вода, ветер и солнце. Они разрушили верхние слои земной коры, легкие породы: глина, песок и другие унесены, а крепчайший сиенит, в виде громадных скал, так и остался. С ним даже и они не смогли многого сделать. Скалы только обнажились, приобретя причудливые формы.

Открыты «Столбы» свыше ста лет тому назад. Первое посещение их было сделано геологом Гофманом в 1843 году.

«Столбисты» — это преимущественно молодежь, любящая природу и спорт, часто посещающая столбы, знающая там все хода и выходы и умеющая хорошо лазать по скалам. В описываемое время (примерно 1906-1907 гг., 1909-1912, 1918-1922 гг.) территория Столбов еще не была заповедником и остановки обычно делались непосредственно у скал. Заповедником она стала, если мне память не изменяет, после 1925 года. В район заповедника вошли скалы под нaзвaниeм: 1-й, 2, 3 и 4 столбы, Дед, Бабка и Перья. Собственно Перья имеют два названия. С восточной стороны они «Перья», с южной — «Львиная пасть», а с северной стороны к ним примыкают «Львиные ворота». Известны же больше как «Перья» потому, что напоминают перья громадной птицы, ушедшие своими корнями глубоко в землю. Километров 5-6 дальше по направлению к речке Мана есть еще группа скал под общим названием «Диких столбов».

Диких потому, что их тогда редко посещали столбисты. Наиболее известные из них: «Крепость», «Стенка», «Коврижки» и другие (см. прим.Б.Н.Абрамова № 2 ).

Из постоянных посетителей того времени были главным образом рабочая и учащаяся молодежь и частично прогрессивная интеллигенция. Молодежь объединялась в компании и носила такие названия: «Волки», «Карапеты» и т.п. Более солидную компанию составляли художники: Роганов ( см. прим. А.Л.Яворского ), Каратанов, преподаватель А.Ефремов ( см. прим. А.Л.Яворского ), два старших Нелидовых, Гидлевские, А.Яворский и др. Они первыми перешли на «оседлость», построили избушку в стороне, между вторым и третьим столбами и их стоянку так и звали «Избушка». Сделана она по типу таежных, из расколотых пополам бревен, отесанных топором. Настланы нары, а в углу сделан комелек ( см. прим. А.Л.Яворского ).

Но Красноярские «Столбы» не только красивое место отдыха передовой молодежи. За ними числится много и революционного прошлого. Так, старшее поколение революционных рабочих, молодежи и интеллигенции много раз проводили там сходки и маевки. Даже организовали подпольную типографию, построив для этой цели домик у третьего столба, сожженный жандармерией после подавления декабрьского вооруженного восстания 1905-1906 гг. ( см. прим. А.Л.Яворского ).Домик этот в столбовской истории известен более под названием «Чернышевской избушки». В 1902 году на Столбах довольно бурно праздновалось 10-летие этой избушки. Бурно в том смысле, что дело не обходилось без арестов и разгона собравшихся прибывшими туда жандармами, казаками и полицией.

Революционному прошлому Столбов, проведению там сходок и маевок уделил много внимания и красочно рассказал об этом писатель Глеб Пушкарев в своей историко-революционной повести «Сергей Мохов». Подготовка к революционной борьбе красноярских рабочих, поднявшихся под руководством большевиков, вооруженное восстание в декабре 1905 года — вот основной сюжет данной повести.( см. прим. А.Л.Яворского ).

Период этой борьбы известный под названием «Красноярской республики» длился с 4 декабря 1905 года по 3-е января 1906 года (по старому стилю). Он характерен тем, что вся власть в городе тогда была сосредоточена в руках Совета рабочих депутатов. Все чиновники царской власти были смещены и на их место назначены представители света.( см. прим. А.Л.Яворского ).

Этим же поколением революционеров сделаны знаменитые надписи — на 1-м столбе: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и на 2-м столбе «Свобода». Гордая надпись ничего не скажешь. Гордая и знаменитая тем, что написана она на отвесной и малодоступной скале. Кто не знает так может подумать, что писалась она спустившимся по веревке смельчаком, как примерно говорится у писателя Сартакова в его романе «Хребты Саянские». Там написал такую же надпись на отвесной скале один из героев романа, спустившись на веревке и полицейские никак не могли к ней подобраться, чтобы уничтожить. Сюжет внешне несколько схож, «Свободу» также не смогли уничтожить, но такую громадину, где каждая буква высотой в два человеческих роста и в ширину около метра, во-первых, одному человеку сделать невозможно, во-вторых, сверху до надписи надо было бы спуститься по веревке почти на одну треть столба, не по гладкой отвесной скале (отвесная только та часть, где буквы), а громадными уступами, ращелинами и неровностями, что тоже невозможно. Не совсем верно описывает существование этой надписи и писатель Кублицкий в своей книге «Енисей река Сибирская». Никакие «смельчаки» ее стереть не смогли бы и добравшись до нее. В лучшем случае, они могли бы закрасить, потребовалось бы не одно ведро краски, но надолго ли. Попытки такие были и только, а надпись неизменно существовала.

Кто лазал на 2-й столб этим ходом («свободой»), тот знает, что перед надписью есть площадка в 1-1,2 метра, переходящая к последней букве надписи в крутую катушку и букву «А» было труднее писать, потому она и несколько меньше других. Вот эта площадка и дала возможность сделать такую громадную надпись, а нам подновить ее осенью 1912 года. Чтобы достать вершину буквы вытянутой рукой с кистью, мне, например, потребовалось встать на плечи другого товарища. Снизу этой площадки незаметно. Место для надписи выбрано обдуманно и читается она очень хорошо на расстоянии 300-4000 метров, даже дальше. Написана «Свобода» с северо-восточной стороны столба масляными красками в три цвета. В средине широкой полосой белая краска, по краям оттеняет узкая полоса красной и шире черной краски. (см. прим.Б.Н.Абрамова № 3 ).

На первом столбе надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» написана была в небольшом треугольнике красной краской, на вершине второго отрога столба. Эту надпись было сделать уже не трудно, так как она на не крутой площадке и видна только с вершины первого отрога столба. (см. прим.Б.Н.Абрамова № 4 ).

Старшее же поколение столбистов оставило нам и много хороших традиций, таких как товарищество, радушие, простота и гостеприимство. (см. прим.Б.Н.Абрамова № 5 ). Не уносить остатки продуктов, а оставлять их на стоянках и т.д. Поэтому и у молодежи позже утвердилось такое же простое и товарищеское отношение друг к другу и к девушкам в особенности. На столбах как бы все были знакомы, могли обращаться и разговаривать без каких бы то ни было условностей и вместе с тем были приветливы и просты. Там не встретишь ни жандарма, ни полицая, да они туда в одиночку и не заглядывали, а периодически устраивали облавы, которые, как правило, успеха не имели. Для опытных «столбистов» ничего не стоило скрыться среди зарослей, камней и скал. Там можно было говорить свободно обо всем. Петь революционные песни и выражать свои чувства и настроения не опасаясь, что этому может помешать царский «блюститель порядка». Живя общественными интересами, настроения столбистов отражали происходящие события в надписях на камнях. Например, один из камней у 3-го столба носил имя «Гапон’’, или у 1-го столба имя члена государственной думы «Лаппо» и т.д.

Взаимная помощь и выручка, когда кто-либо ушибался или падал невылазно в ращелину — была традиционной. Все это, безусловно, воспитывало в молодежи дружбу и высокий товарищеский долг. Молодежь тянуло на столбы. Побывав там один раз многие становились ярыми патриотами столбов и постоянными посетителями — становились столбистами.

Особенностью столбистов было угощение чаем. «Пошвыркать чаишку» было нечто схожее с обычааями народов в безводных районах Средней Азии, у которых угощение водой считалось наивысшим признаком гостеприимства. Здесь же «швыркать чаишко» из своих огромных деревянных чашек, которые каждый носил при себе, заключалась и невинная шутка лишний раз сгонять малоопытных еще столбистов вниз к ручью за водичкой. От 3-го и особенно от 4-го столбов путь к водичке был не близкий и не легкий, пожалуй, в 1-1,2-2 км не уложишь. Туда под гору, обратно с ношей крутым подъемом. ( см. прим. А.Л.Яворского ).

На стоянках обычно все оставалось, когда уходили лазать по скалам и никогда ничего не терялось. Ни вещи, ни продукты, а вот водичкой всегда накажут, обязательно выпьют, если на пути от столба к столбу она окажется на стоянках. И это понятно для всех. При лазании по скалам, крутые подъемы к ним всегда вызывали жажду, а напиться негде. Почти все столбы стоят высоко и воды близко нет.

На 2-м столбе бывает иногда в лунках чистая дождевая вода, но она обычно быстро испаряется и тогда совсем негде попить. Второй столб самый высокий и по лазанию очень трудный и опасный. С северо-западной стороны он имеет большой развал в виде гряды огромных камней. Высота его около 100 метров.( см. прим. А.Л. Яворского ). Первый столб тоже не ниже, но он не имеет такого развала, более компактный, хотя и более объемист. Окружность его не менее 2 км. Для лазания более доступен.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Степанов Николай Лаврентьевич
Бурмак Ульяна Викторовна
Бурмак Ульяна Викторовна
Н.Л.Степанов. Воспоминания.

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 20-е годы. 1925.
1925 год , март. Построен мост через Калтат на дороге к Ковригам. [caption id="attachment_1148" align="alignnone" width="350"] Подъем Свободой [/caption] За счет государственного грабежа — безвозмездного отбирания земель у базайских крестьян (прямые потомки казаков-первопроходцев), владевших ими 300 лет, Енисейский Губисполком 30.06. принял обязательное...
Были заповедного леса. Люди и зверушки. Страус или цапля?
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? В подавляющем большинстве наши посетители — народ катастрофически невинный в вопросах зоологии. Оправданием им служит плохая постановка преподавания естествознания в школе (об этом уже много писали), а также...
Красноярские Столбы (из воспоминаний). II. Стоянка "Беркуты"
[caption id="attachment_7675" align="alignnone" width="184"] Абрамов Борис Николаевич[/caption] В северном развале 2-го столба в хаотически разбросанных огромных камнях, обосновалась в 1911 году, стоянка столбистов, носившая гордое название «Беркуты». Это была одна из лучших скалолазных стоянок того времени. Создавалась она не сразу...
Купола свободы (перевод семьи Хвостенко)
STOLBY Jonathan Thesenga ON THE SYENITE DOMES OF SIBERIA, FREEDOM IS MUCH MORE THAN SIMPLY NOTHING LEFT TO LOSE Купола свободы Джонатан Тесенга На сиенитовых скалах Сибири. Свобода — это не так просто. Перевод семьи Хвостенко Столбизм глазами иностранца В начале сентября 2007 года три американских скалолаза отправились...
Feedback