Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

1952 г.
По предложению директора 10-й школы г.Красноярска известного столбиста И.Ф.Беляка Каратанов 8 июня 1952 года совершил прогулку в район Такмака на речке Моховой. Из города на машине вместе со своей дочерью он доехал сколько было можно и далее потихоньку в компании...
Однажды в «Талгаре»
В альпинизме, и не только, красноярцы прославились показной бравадой, ухарством, иногда и чрезмерной выпивкой, бесстрашием, хотя это люди с ранимой и тонкой душой. Маршруты на вершины, пройденные впервые красноярцами, украшают и долго ещё будут украшать международный альпинизм. Красноярцы всегда готовы прийти на помощь. При мне они много раз рисковали...
Байки от столбистов - III. Как резвились наши деды
[caption id="attachment_31821" align="alignnone" width="250"] Ферапонтов Анатолий Николаевич[/caption] Рождественский праздник столбистов стал уже хорошей традицией. Их давно не было, этих общих праздников, на Столбах, и прекрасно, что возобновились они не с кларыцеткинского 8 марта, а именно с Рождества Христова. Были, однако,...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1911
1911 год. Год всеобщей оседлости. 8 молодежных компаний оборудуют постоянные стоянки в Развале Второго Столба. Орлы, Соколы, Волки, Голубые, Танго, Червонные Валеты селятся повыше под северной, закатной стеной Второго Столба. Беркуты поселились над самым ручьем под нависающим Беркутовским камнем, построив...
Feedback