Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Были заповедного леса. Люди и зверушки. Модно
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? Лисички. Умные хитрые мордочки, живые глаза, пушистые хвосты, лапки в черных перчатках. Маленькие детишки от них просто оторваться не могут, как от ожившей сказки. Но то — детишки. А вот...
Горы на всю жизнь. К высочайшим вершинам страны. 4
В те годы начались исследования и освоение горных массивов. Нужны были люди, причем не одиночки, хорошо ориентирующиеся в горах, а коллективы, способные решать научные и хозяйственные задачи. Неудивительно, что едва Абалаковы спустились с пика Ленина, как Виталия сразу же «ангажировала» разведочная партия, задачей которой являлось открытие новых месторождений полезных...
По горам и лесам
Василий Иванович Анучин По горам и лесам Красноярское книжное издательство, 1959 г. Василий Иванович Анучин, сибирский писатель и ученый, родился в 1875 г. в селе Базайском, Красноярского края. В 1902 году окончил Петербургский Археологический институт и посвятил себя научной работе и литературе. Значительную часть своей жизни Анучин прожил в Сибири. Умер он в 1943 г. в Самарканде....
Песни Зверобоя
[caption id="attachment_5251" align="alignnone" width="190"] Соколенко Вильям Александрович[/caption] *** Ах Столбы мои, мои Столбы - Заповедное захолустье. Перекресток моей судьбы. Моих песен исток и устье. Я головой ударился о камень Мы молимся тебе, коварный Слон. Мы жертвуем ногами и руками. А мне вот нынче повезло. А мне вот нынче повезло...
Feedback