Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. II. Археологический период

Эпоха палеолита (древнекаменный век)

300 тыс. лет назад . Появление в Красноярье и на Столбах кроманьонского человека («И гаснет луч, а может быть, душа того, кто жил когда-то в Кроманьоне»).

Эпоха неолита (новокаменный век)

По многочисленным находкам каменных и костяных орудий, по характеру рельефа (гипотеза столбиста-краеведа М.Ф.Величко) в верхней части Такмаковской гряды (Устюговская площадка, Устюговская ниша, Сквозная пещера в Большом Беркуте, Емельянов Мыс) находилась охотничья стоянка-крепость небольшого кочевого племени (рода).

Эпоха бронзы и раннего железа

Тотем

 

На основании тюркских легенд аборигенов, частично подтвержденных топонимикой, раскопками и находками, скальные массивы Моховского ущелья (Такмаковская гряда, Ермак, Китайская Стенка) служили ареной шаманизма (общение с духами, ритуальные жертвоприношения), чему в большой степени способствовали положительная для человеческого организма энергетика сиенитовых обнажений и их высокая скульптурная образность. Святилище было посвящено жизнетворному началу, уходящему корнями к матриархату. Главная вершина Такмаковской гряды до XX века носила название Кызым (девушка). На этюдах В.И.Сурикова и В.Янова (писанных на перевале Диван) утес смотрится фигурой женщины в восточном одеянии. Кызым (обрусевшее Кизямы) назывался комплекс утесов и сиенитовых арок в нижней части Такмаковской гряды (уничтожены каменотесами в конце XIX века). Кызым называлась и речка (ныне Моховая), пропилившая в сиенитах 5 км ущелье. Поклонялись здесь и 17 м изваянию животворного фаллоса (скала Тотэм). Центром святилища служили находящиеся друг над другом сиенитовые арки Большого Беркута и Голубых Ворот в гребне Первого Буруна.

Ранее средневековье

По мнению работавших на Моховой археологов А.С.Еленева, В.И.Громова, Н.К.Ауэрбаха после монгольского нашествия XIII века, превратившего большую часть цивилизованного мира в пустыню, укромные места Такмаковской гряды и две пещеры на ее восточном склоне служат убежищем мирному населению в бесконечной череде степных набегов и войн.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Горы на всю жизнь. Традициям верны. 6
В альпинизме наших дней признанными покорителями горных вершин считаются так называемые «Снежные барсы». Звание «Покоритель высочайших гор СССР» («Снежный барс») и знак, которым награждается альпинист, утверждены Федерацией альпинизма СССР в 1966 году. На первое января 1975 года «Снежных барсов» в...
Ручные дикари. Потап Максимович
Потап Максимович — длиннохвостый суслик. Хорошенький такой зверёк: ушки маленькие, круглые, глаза чёрные, как ягоды смородины, а шкурка жёлтая, в крапинку. Если его рассердить — хрюкает и хвостиком дёргает, а хвостик у него от злости делается похожим на ёршик, которым чистят...
Легенда о Плохишах
Введение Дело на вокзале Приворот Полный квасец Заповедник Дуськина щелка Эдельвейс Первые радости Мутота В гостях у Боба Будни Филиппок Дед и бабки Ночная кутерьма Ленка и деликатесы прочие Народные гуляния Птицы вещие
Ветер душ. Глава 9
Последний поход нашей секции к Большой Бутаковке. Последний и самый славный. Надвигался вечер. Конечная шестерки на Медео удивительно пустынна и одинока. Конец смены. Водитель нацелен вниз домой, немногие пассажиры-работяги, обслуживающие высокогорный каток, тоже торопятся. Они удивленно оглядываются на нас. А як же... Местный колорит — люди с большими зелеными...
Feedback