Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Дед

Со Второго на Митру залезу,
В гости к Деду на чай забегу
(столбистская песня)

Наиболее близкий к Енисею и Красноярску утес Эстетического заповедника на северо-восточном краю столбовского плато. Если двигаться по внутреннему кругу Столбов по Малой Кольцевой тропе, Дед окажется посередине между Первым Столбом и Перьями, хотя в плане утесы образуют треугольник.

Северная стена скалы обрывается сорокаметровым отвесом в крутой косогор, сбегающий к истокам ручья Огневка правого притока Лалетиной. Периметр основания Деда 200 м, высота южной лицевой стены 28 м (десятиэтажный дом). Не нужно будить воображение, чтобы увидеть величественный образ человека, отлитый в камне за миллионы лет до возникновения человеческого рода.

Лучшей точкой, чтобы увидеть и сфотографировать Деда, являются нижние площадки левого — восточного Плеча. Полюбовавшись на строгий чеканный профиль, начинаешь вдруг замечать, что Дед не один. Правее и ближе к Вам из скалы проступают черты «Второго Деда» превращая утес в подобие модных еще недавно каскадных барельефов из лиц любимых вождей.

Смеющийся Дед

По мере движения вдоль «лица» утеса меняются его выражения. Строгий, хмурый Дед восточной стороны начинает дразниться, показывая Язык в сторону юга, а с запада виден уже совсем развеселившийся деревенский старик, слегка «хлебнувший с устатку».

Образ красноярского каменного человека издавна волновал воображение людей. Поколения, выросшие за «железным занавесом» в изоляции от всего мира, даже не подозревали, что когда-то при «проклятом царизме», мир был распахнут настежь, мир был един. Солдаты-красноярцы, освобождая от фашизма Европу, не раз с изумлением и радостью встречали там фотографии Деда, как свидетельство былой открытости мира.

Столбисты с нежностью относятся к этой каменной громадине как к одному из лучших друзей, стремясь при малейшей возможности «в гости к Деду на чай забежать», т.е. вскарабкаться на его каменное темя. Дед был покорен «человеками» еще на заре столбизма в эпоху кожаных подошв с помощью деревянных подставок.

Ходы и лазы
Шкодливая удаль

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Ручные дикари. Дрозденок Чирр и его мама
Сильный порыв ветра закрутил маленькую сосенку, на которой было гнездо, и дрозденок не удержался на его краю. И так как он еще не умел летать, то упал прямо на землю. Несколько секунд он сидел неподвижно, оглушенный падением, а затем поскакал куда глаза глядят. Смешной — маленький, кургузый, на высоких ножках с толстыми пятками, весь...
Ручные дикари. Ункас
«Чингачгук в гордой позе сидел на обломке скалы: он положил на камень нож и томагавк... Лицо индейца было спокойно, хотя и задумчиво: его темные огненные глаза мало-помалу теряли воинственный блеск и принимали выражение, более подходящее к той великой перемене, которую...
Гости. 02. Грёма
На одной из встреч, Костя сказал: «Слушай, есть такой парень, Саша Гримайло . Я ему рассказывал про Столбы, он загорелся. Сводил бы ты его? Он клоун, собирается с цирком к вам на гастроли. Парень хороший, но страшный графоман. Всё пишет роман из цирковой жизни, никак не могу его отговорить». Оказывается, Желдин преподавал у них...
Столбы. Поэма. Часть 5. Стенка
Наперекор гранитным дейкам Не на вершине, а в логу Стоит коньком горбатым Стенка Почти в Калтатском берегу. В Калтатско-бабской котловине Она недвижна, как мишень. Бежит в хребтах зубчатым клином Ее причудливая тень. «Давайте сбегаем на Стенку, Так можно нары пролежать» — Вдруг предложил Тулунин Венка — «Через хребет рукой...
Feedback