Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Дед

Со Второго на Митру залезу,
В гости к Деду на чай забегу
(столбистская песня)

Наиболее близкий к Енисею и Красноярску утес Эстетического заповедника на северо-восточном краю столбовского плато. Если двигаться по внутреннему кругу Столбов по Малой Кольцевой тропе, Дед окажется посередине между Первым Столбом и Перьями, хотя в плане утесы образуют треугольник.

Северная стена скалы обрывается сорокаметровым отвесом в крутой косогор, сбегающий к истокам ручья Огневка правого притока Лалетиной. Периметр основания Деда 200 м, высота южной лицевой стены 28 м (десятиэтажный дом). Не нужно будить воображение, чтобы увидеть величественный образ человека, отлитый в камне за миллионы лет до возникновения человеческого рода.

Лучшей точкой, чтобы увидеть и сфотографировать Деда, являются нижние площадки левого — восточного Плеча. Полюбовавшись на строгий чеканный профиль, начинаешь вдруг замечать, что Дед не один. Правее и ближе к Вам из скалы проступают черты «Второго Деда» превращая утес в подобие модных еще недавно каскадных барельефов из лиц любимых вождей.

Смеющийся Дед

По мере движения вдоль «лица» утеса меняются его выражения. Строгий, хмурый Дед восточной стороны начинает дразниться, показывая Язык в сторону юга, а с запада виден уже совсем развеселившийся деревенский старик, слегка «хлебнувший с устатку».

Образ красноярского каменного человека издавна волновал воображение людей. Поколения, выросшие за «железным занавесом» в изоляции от всего мира, даже не подозревали, что когда-то при «проклятом царизме», мир был распахнут настежь, мир был един. Солдаты-красноярцы, освобождая от фашизма Европу, не раз с изумлением и радостью встречали там фотографии Деда, как свидетельство былой открытости мира.

Столбисты с нежностью относятся к этой каменной громадине как к одному из лучших друзей, стремясь при малейшей возможности «в гости к Деду на чай забежать», т.е. вскарабкаться на его каменное темя. Дед был покорен «человеками» еще на заре столбизма в эпоху кожаных подошв с помощью деревянных подставок.

Ходы и лазы
Шкодливая удаль

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Тринадцатый кордон. Глава четвертая
Во дворе кордона Фрося теперь каждый день перед вечером разводит дымокур. В костер она валит всякую лесную ветошь, сырые пеньки, прошлогоднюю листву, влажный мох, отчего костер не разгорается, а лишь дымит. Спасаясь от мошки, около дымокура вечером теснятся корова, теленок, баран, поросенок — почти все живое...
Красноярские Столбы (из воспоминаний). Примечания А.Л.Яворского
Стр.3. — Роганов не был художником, а был фотограф-любитель. Преподаватель Ефремов никакого отношения к строительству избушки не имел. (строили: Яворский, Роганов, Нелидовы Николай и Александр и Hюpa Рутковская в 1912 г.). Бревна не расколотые пополам, а цельные. Подпольной типографии на Столбах никогда не было. На фотографии крестик поставлен неправильно, его надо перенести вправо, где...
Восходители. Александр Кузнецов
[caption id="attachment_32091" align="alignnone" width="180"] Ферапонтов Анатолий Николаевич[/caption] Пожалуй, лучше всего о характере этого мастера скажет его автоответчик: «Дорогие мои Валера, Сережа, еще раз Сережа, Виталя, Таня, Оля, еще Таня, Лена, Ваня, Наташа, Коля, Надежда, Игорь, Ирина, Володя, Андрей, Костя, Толя......
Фотография А.Л.Яворского с мачехой Августой Павловной и сестрой Ксенией 1907 г.
[caption id="attachment_35073" align="alignnone" width="205"] Государственный архив Красноярского края[/caption] [caption id="attachment_35075" align="alignnone" width="300"] Государственный архив Красноярского края[/caption] ГАКК, ф.2120, оп.1., д.38
Feedback