Петренко Леонид Тимофеевич

Красноярская мадонна. Корни столбизма. Духовные корни столбизма

Что за чудо эта столбовская карта местности нежилой и такой человечной. Казалось бы, хожено-перехожено, лажено-перелажено, а вот раскрутишь этот зеленый лист, густо засеянный словами и, словно ветром тронуло струну, начинают возникать новые мелодии не петых с детства песен. Предтеча, Глаголь, Моховая, Развалы, Ермак, Колокольня, Откликные, Воробушки — что за прекрасные слова, словно сам А.С.Пушкин составил этот песенный ряд. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И тут же: Куйсым, Такмак, Кари-шаг, Абатак, Каштак, Калтат, Кизямы, Сынжул — гортанная, конная Азия. Да ведь из таких разных людских потоков и основался булат по имени Россия, явился миру двуглавый, царственный орел, символизирующий слияние Европы и Азии.

Если не докапываться до предыстории столбизма, до его корней поражает неожиданный всплеск этого массового народного движения. Группы, коллективы, компании — вся красноярская молодежь устремилась на Столбы, проводя здесь время летних каникул и отпусков. Кроме основной массы учащейся и рабочей молодежи здесь было немало людей и постарше: лиц свободных профессий, художников, политических, ссыльных, учителей и преподавателей учебных заведений. На лето съезжались в губернскую столицу из деревенских и приисковых глухоманей фельдшера и учителя, возвращались на родину красноярские студенты столичных институтов, университетов, академий, Бывали на Столбах и бурсаки из духовной семинарии.

Сейчас, в самом конце XX века, мы прекрасно знаем, как опасна бывает стихия человеческих скопищ, когда торжествует психология возбужденного стада животных. Тем более поражает и восхищает мир, покой и порядок, существовавшие в стихийном движении красноярских столбистов. Русская Сибирь обладала высокой народной культурой путешествий, правилами таежного общежития, законами гостеприимства и взаимопомощи. Самые различные по своей сути и интересам группы молодежи жили по этим простым, суровым и благородным правилам. Общий тон поведения задавала компания А.С.Чернышева, этот неофициальный штаб столбизма.

Избушка Беркутовка 1926 год

 

Каждая группа столбистов селилась кому где вздумается, как правило поодаль от других в шалашах, в пещерах, под скальными навесами. Место обитания называлось «стоянкой» и было оборудовано всем необходимым для жизни в лесу: место ночлега с обязательными нарами, присыпанными сеном, кострище с таганом, столик с лавочками, склад продуктов и дров, тропа в туалет, тропа к воде. Водный источник содержался в чистоте и был оборудован желобом либо колодезным срубом. Для хозяйственных нужд и построек использовался лишь сухостой. Бытовой и лесной мусор стоянки сжигался в пламени, почти никогда не гаснущего костра. Вырытая где-нибудь в сторонке обязательная мусорная яма использовалась для слива помоев да хранения прогорелых и сплющенных металлических банок из-под консервов. Стеклянную посуду либо выносили в город, либо оставляли на виду, чтобы ее могли взять для своих хозяйственных нужд часто бывавшие на Столбах базайские крестьяне.

Лучшее место для сна, на нарах предоставлялось девушкам и малышам. Сами же витязи причудливых скал гордо располагались где-нибудь у костра, под кедром, а то и прямо на камнях. Гостей званных и незванных принято было привечать, усадить на лучшее место, обязательно напоить чаем, накормить. Уходя со стоянки, наводили порядок: подметали площадку, заливали водой кострище, прятали от зверей и птиц посуду и продукты. В укрытом от дождя месте всегда оставляли на виду спички, растопку, запас сухих дров, соль и остатки продуктов. Делалось это по вековым обычаям всей Сибири «для того, кто в пути». В самую лютую непогоду больной, голодный, замерзающий странник должен был спастись, выйдя на стоянку людей. Большинство групп столбистов жили на своих «стоянках» достаточно изолированно, общаясь лишь с членами своих коллективов. Встречи, общение с другими группами происходили во время обязательных восхождений на скалы, на тропах между городом и Столбами, на енисейских переправах. Общение между группами и отдельными столбистами носили дружеский, доброжелательный характер. О драках и о воровстве среди столбистов никто никогда и не слыхивал. Существовало здоровое соперничество: например «кто громче песни орет», или «кто шибче по скалам лазает», но до крайностей дело никогда не доходило. В тех редчайших случаях, когда возникала серьезная ссора между соперниками, устраивался «божий суд». Противники на глазах у всех друзей должны были вдвоем пройти лаз или ход на скалу, требующий взаимоподдержки и взаимопомощи. Ныне, когда скалолазание достигло массового совершенства трудно представить, что многие, считающиеся сейчас простыми хода когда-то «в эпоху кожаных подошв» преодолевались не менее чем вдвоем с гимнастическими подставками и подтягиванием друг друга руками. Таким «на заре столбизма» был траверс арки «Львиных ворот». Лаз этот так и назывался «Переход по честному слову». Былые соперники, пройдя испытание «Переходом по честному слову», возвращались к земле, если и не друзьями, то уже и не противниками. Каждый столбист был волен в своей доброй воле и свободен в своих устремлениях, если они не нарушали правил таежного общежития и свободного скалолазания. Общество столбистов в целом представляло собой идеальный пример славянского анархизма. К понятию анархизм следует отнестись с осторожным пониманием после десятилетий соцреализма и гениального вранья «красного графа» А.Толстого. Речь идет, конечно, не об уголовном хаосе, выдаваемом нам в течении поколений за анархизм. В историческое время наиболее яркий пример славянского анархизма представляла, возникшая в XY веке казачья республика «Запорожская Сечь». Раз возникнув, «сечевое товарищество», пережило века и лишь при абсолютной монархии «в век золотой Екатерины II» оно не исчезло, нет, а лишь перелилось в иные формы.

Минуло полтысячелетия и гордый дух славянской воли, дух «Запорожской Сечи» возродился на красноярских Столбах. Общество независимых коммун красноярской молодежи было аналогом «Запорожской Сечи», но «Сечи» мирной, интеллигентной, деликатной. Древнеславянский мирный дух, свободный от чуждой ему воинственности и хищничества расцветал здесь узорами мира, свободы и дружбы под яркими сполохами героических забав. И чародеем, разбудившим в красноярцах русский дух, был А.С.Чернышев.

Различные причины вызвали к жизни два этих столь схожих и столь разных явления.

Казачество с его «Запорожской Сечью» вышибло из народной груды огниво бед, всеобщую опасность и ненависть против нехристианских хищников. Разгоревшийся огонь казачества в сплаве с холодным торговым гением Москвы вздыбил великого, северного медведя русской нации и тень его распростерлась от Индии до Японии, от Швеции и Карпат от Аляски.

Столбизм возник в мирное, благополучнейшее для русской нации время, на гребне постоянного мирного стремления части русского общества уйти от несправедливостей в некую свободную землю. В этом мирнейшем устремлении русские добрались аж до Калифорнии. Староверы, мало уступающие казакам в землепроходческих подвигах, веками искали страну «Беловодье». Русской интеллигенции также была присуща устойчивая мысль об уходе в некую блаженную страну. Целые поколения образованной молодежи воспевали:

Там за далью непогоды
Есть блаженная страна.
Не темнеют небосводы,
Не проходит тишина.

Для всех этих поколений «блаженная страна непроходящей тишины и нетемнеющих небес» так и осталась мечтой либо предстала чудовищным «королевством кривых зеркал», созданном большевиками на российском фундамента из обломков великой державы и ста миллионов загубленных жизней.

Китайская стенка 1969

 

Однако, блаженная страна свободы существует в действительности. Это не планета открытая для переселения. Перед нами страна-досуг, страна-кузница, страна-праздник, цветник фантазии и романтики. Сюда приходят в гости к лучшему другу, отдохнуть душой и телом, испытать себя в благородном искусстве свободного скалолазания, омыть сердце в чистилище природы, вступить в круг идеальных отношений бескорыстной дружбы. Адрес этой страны: центр России, середина Азии, самое сердце Сибири — красноярские «Столбы». Трепетом и смыслом жизни сердце пейзажа наполняет движение свободного скалолазания — столбизма. На отвесе высочайшей скалы двухметровыми буквами белеет истинное название колыбели и обители скалолазания: «Свобода».

Все вышесказанное касается обозримой части истории и, образно говоря, является лишь находящейся на свету верхней частью корневища, в то время как корни уходят в непроглядные глубины. Вся писаная история по отношению к объему неизвестного в истории человечества всего лишь красочная синтетическая пленочка на поверхности гигантского круга сыра неизвестности. Ежегодно тысячи пелеонтологов и археологов перекапывают землю, и даже дно морей, собирая уцелевшие осколки былой жизни, пытаясь склеить из них мозаику времен. Современная мощь и изощренность науки НТР не снизошла еще к истории человека. Древо человечества дотянулось кроной до космоса, так и не познав своих корней. Под космической кроной по всей Земле: вражда племен, геноцид, рассовые и религиозные войны, на лицо мира наползает исламская паранджа. Основная мощь науки, лучшие умы человечества куют орудие самоуничтожения. Невидимые самолеты и подводные лодки, атомно-электронные дубины способные разнести не только планету-мать, но и иные миры. Грязные лапы влезли в душу и психику, превращая людей в маккуртов и зомби. А ведь как раз в глубинах человека спрятано то, что ищут историки в глубинах Земли. Древние мудрецы в незапамятные времена открыли, что каждый человек создан высшими силами как отражение многомерности мира и связан незримыми нитями со всей вселенной. Люди олицетворяют величие и бессмертие жизни, всю мощь Земли. Каждый человек стоит на гигантской, устремленной к небу колонне бесчисленных превращений живого, и она возносит его все выше, к невообразимым целям времен и космоса.

Ежедневно, ежечасно происходит постоянное чудо развития человеческого зародыша от единственной, живой клетки до рождения ребенка, мыслящих существ. Бесконечная цепочка наследований несет с собой такой же бесконечный поток наследственной информации скрытой в подсознательной памяти. Эта память гигантского, невообразимого объема закодирована организмом для работы в области подсознательного. Лишь в особых случаях она может прорваться в сознание с помощью раскодирования ее в мыслеобразах (вещие сны, сны о прошлом, предчувствия). Наследственная память человеческого организма — результат жизненного опыта неисчислимых поколений, от наших предков-древних рыб до человека, от палеозойской эры до наших дней. Это инстинктивная память клеток и организма в целом есть тот автопилот, который автоматически ведет нас через все проявления жизни, борясь с болезнями, заставляя действовать сложнейшие автоматические системы нервной, химической, электрической и прочей регулировки. Сложнейшие системы незримой самозащиты дают независимость организма от непосредственного воздействия окружающего, следовательно, к устойчивости и независимости мышления путем создания постоянства условий внутри тела человека, так называемого гомеостазиса. Для успешного выживания нужен опыт верного выбора. Это подсознательно ведет человека к чувству красоты, ощущению вредности места или пищи — всему тому, что в наиболее ярких проявлениях приписывают божественному наитию. Накопление индивидуального опыта в подсознательном часто ведет ученых к внезапным интуитивным открытиям, на деле же это результат очень длительного, но подсознательного выбора фактов и решений. Существует головокружительная возможность — заглянуть через самого человека в бездну миллионов прошедших веков его истории, пробуждая в его сознании закодированный памятный фонд. «Палеонтологическая психология» позволит изучать слои подсознания, вписанные в нашу психологическую структуру как ископаемые пласты горных пород в геологии. А пока мы можем опираться на догадки интуиции, предчувствия, ощущения, как бы всплывающие из наших безмерных глубин в день сегодняшний. Многое, очень многое в нас самих говорит нам, что свободное скалолазание не просто причудливый досуг праздных горожан, а материализовавшийся в нас зов предков.

С момента своего появления на Земле человек вел, в общем-то, довольно легкую и беспечную жизнь. В жарком и сыром климате, напоминающем современный климат тропиков, он жил, главным образом за счет собирательства, не заботясь об одежде и довольствуясь примитивными навесами и шалашами из древесных ветвей в качестве жилищ.

Внезапное наступление ледников с севера положило конец этому беспечальному существованию.

Ледниковая эпоха вызвала на Земле климатическую катастрофу, в результате которой погибли многие виды животных. Первобытного человека холод тоже застал врасплох и вынудил укрыться в каменных подземельях пещер. Только там, в недрах скал наши предки смогли спастись от лютой стужи, воцарившейся повсюду на многие тысячелетия и превратившей их в настоящих камнежителей. Для человечества наступили самые черные дни за все время его существования. Века холода и страха Человеку, почти нагому, лишенному когтей и клыков, вооруженному лишь грубыми орудиями из камня и кости, приходилось бороться и с убийственным климатом и с огромными свирепыми хищниками, оспаривавшими у него каменные убежища. Под зашитой камня наши доисторические предки вели жизнь полную опасностей и лишений, однако, совсем не такую примитивную, как это долго считалось. Несмотря на все лишения, страдания и ужасы, заполнявшие жизнь человека в ту беспросветную эпоху, люди скал не потеряли своих человеческих качеств, выделивших их в свое время из царства животных. Уже тогда они имели полное право называться мыслящими людьми. Именно они, вопреки противодействию враждебных сил природы, вывели человечество из мрака полурастительного существования предыдущих эпох. Остатки материальной культуры первобытных людей позволили ученым воссоздать образ жизни, обычаи и психологию наших далеких предков. Трогательная заботливость о погребении мертвых (даже совсем маленьких детей), отпечатки рук с отрезанными в знак траура фалангами пальцев, гравированные и рисованные на каменных стенах изображения и глиняные скульптуры животных, изумляющие нас своим высоким мастерством и необычайным реализмом, наконец, магические церемонии и обряды, ради которых создавались рисунки и скульптуры — все это говорит о наличии у людей Каменного века определенных духовных запросов и потребностей, убедительно доказывает, что скальный человек-охотник на мамонтов, бизонов и пещерных медведей, сумел завоевать, пронести сквозь века и сохранить в неприкосновенности высокое звание царя природы.

Грандиозная эпопея, продолжавшаяся тысячелетия, когда человечество смогло выжить только благодаря хитроумию, стойкости, терпению и, быть может, смутной вере в лучшие времена. Скальный человек боролся за свое существование со всей присущей ему энергией и еще не окрепшим, но уже четко определившимся разумом.

В бесконечно удаленную от нас эпоху одинокий, дозорный, сидя перед костром у входя в пещеру и чутко прислушиваясь к ночным звукам и шорохам, поднимал свой взор к темному небу и смотрел на далекие звезды. О чем он грезил в эти часы, какие мысли рождались в его мозгу, какие надежды его одушевляли?

Надо было постоянно ожидать внезапного нападения опасных хищников и враждебных племен, защищать племя и семью, следить за тем, чтобы не угас огонь костра — источник тепла и жизни. А над всем существованием навис вечный страх голода. Долгие ночные размышления у костра в уединении и безмолвии каменных глубин были плодотворными для умственного и духовного развития скального человека.

Всепланетная зима длиною в двадцать пять тысячелетий закончилась. Ледники отступили далеко не север, климат смягчился и потеплел. Люди смогли, наконец, покинуть свои каменные убежища и начать жизнь на поверхности земли, под горячими лучами солнца. Словно птенцы, выбравшиеся из каменных скорлуп, они смогли, наконец, развернуть крылья своих талантов и способностей и приступить к завоеванию мира.

Однако навсегда в глубинах человека остались многоликие образы, дыхание, красноречивое молчание камня: камня-хранителя, создателя человеческого рода. Влияние каменных веков постоянно проступает в человеческой деятельности. Взгляните только на бетонно-электронные пещерные муравейники городов. Вынужденный строить свои кубические пещеры из синтетического камня человек при малейшей возможности с любовью отделывает свои творения первозданным, диким камнем.

Прикасаясь рукой к теплой, шероховатой поверхности гранита испытываешь наслаждение. Человек ходит по скалам с невозможной для большинства животных ловкостью. Для человеческих детенышей одним из высших удовольствий является карабканье по разным откосам и стенам пусть даже из песка, глины, кирпича или дерева. В момент сильного испуга человек цепенеет — типичная реакция обитателя скал, предохраняющая от гибельного срыва. Не раз приходилось слышать от людей, впервые оказавшихся на Столбах, что они чувствуют, будто они уже здесь бывали, быть может, в другой жизни. Через такое чувство узнавания прошел каждый из неисчислимого племени свободных скалолазов, вернувшихся на свою вечно юную прародину — Красноярские Столбы.

Скалы, развалы камня, отдельные валуны и гряды утесов привлекают людей, кажутся уютными, напоминают о чем-то, служат прообразом архитектурных сооружений.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Петренко Леонид Тимофеевич
Леонид Петренко. Красноярская Мадонна

Другие записи

Восходители. Евгений Козыренко
[caption id="attachment_32053" align="alignnone" width="182"] Ферапонтов А.Н.[/caption] Год рождения 1965, мастер спорта, в команде с 1990 года. Чемпион России, серебряный призер. На жизнь зарабатывает, как и многие альпинисты, высотным ремеслом: монтаж, покраска, ремонт швов и так далее, но страстно любит и...
Ручные дикари. "Звезда" и Воробей
Весной в вольеру рыси Дикси поместили Воробья, веселого большеглазого щенка. Воробей — чистокровная дворняжка. Нам его просто-напросто подбросили. Вернее, не «его», а «ее», потому что наш Воробей — «Воробьиха». В «дошкольном возрасте» жизнь, видно, не очень-то баловала щенка, и наш Уголок первое...
Портрет А.Л.Яворского. Автор Каратанов, карандаш 1911 г.
[caption id="attachment_35083" align="alignnone" width="231"] Каратанов Дмитрий Иннокентьевич[/caption] А.Яворский ГАКК, ф.2120, оп.1., д.49
Feedback