Кудашов В.И.

Отзыв на статью "Столбизм как феномен гармонии человека и природы" доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д. Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских «Столбах» и феномене «столбизма», данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена «столбизма», так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам «столбизм является одной из разновидностей духовной практики», то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о «столбизме» как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

 

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества
В.И. Кудашов

Author →
Кудашов В.И.

Другие записи

По горам и лесам. Глава XI. Он умирает! - На вершине. - Долой Майн Рида! - По-новому.
— Наш Крокодил... Егорка... упал вниз... Наш Крокодил, — бессмысленно повторял Змеиный Зуб и оборачивался то к Кубырю, то ко мне, — что же теперь? — Теперь вытаскивать его нужно, — сказал Кубырь. Змеиный Зуб тряхнул головою, потер себе кулаком лоб, словно только что очнувшись от сна, и стремительно кинулся к краю скалы. Я поспешил...
Красноярские Столбы: поход по речке Моховой
В первое воскресенье декабря 2010 года наша группа из трех человек (Владимир и Надежда Матвеевы и Сергей Стригунов) решила пройтись по речке Моховой, которая протекает по заповеднику «Красноярские Столбы». Для лучшего понимания нашего рассказа советую иметь под рукой карту заповедника (при отсутствии можно обратиться: www.stolby.ru ;...
Столбы. Поэма. Часть 36. Четвертый
Простым всегда пренебрегают И ищут сложное, как клад. Не знают и не понимают, Что сложное лишь только маскарад. И что простое в нем — основа, Как буква в сложнейшем из слов, И что прекраснейшее слово — Простое сочетание слогов. Ну, проще если разобраться, Поглубже в корень посмотреть И слог и буква могут величаться...
1914 г.
Получив официально отпуск из университета, на рождественские каникулы я поехал на юг Киевской губернии в местечко Смела к Гаврилу Степановичу Неводовскому. 3десь я провел время до 7-го января 1914 года, т.е. 10 дней. За работой и разговорами вокруг и около мира грибов время прошло незаметно и полезно для меня во всех отношениях. По тому времени у Неводовского сосредоточился громадный...
Feedback