Хвостенко Валерий Иванович

Послесловие от ВИ.

Послесловие от ВИ.

Для меня все началось шестого мая. Я только что вернулся из короткого майского похода, в котором был вместе со своими друзьями Володей Хрусталевым, Сережей Севрюковым и моим семилетним сыном Олегом. Мы предпочли жаркую Среднюю Азию снежной Туве. Утром я приехал на работу после майских каникул. На столе лежала записка:
Валера! Группа Пивоварова попала в лавину, два человека погибли. Не заезжая домой, дуй в клуб. Калинин собирает спасателей. Вещи тебе привезут. Севрюков .
Я знал, что в группе Пивоварова четверо. Мой математический ум невольно и сразу выдал вероятность того, что оба моих друга — Вова и Валя — живы. Одна шестая, 17%. В шоке я ринулся к месту сбора. Из Академгородка мне привезли рюкзак с вещами и снаряжением. Благо он еще не был разобран. Через два часа Ан-24 уже вёз нас в Кызыл.

Мои друзья Пивоваровы на полярной станции.

Там же. Я слева.

Я слышал выражение: «почернел от горя». Но не думал, что увижу это наяву. Когда в вертолет поднялся Володя Пивоваров, он выглядел осунувшимся, черным и молчаливым.
Я узнал, что мир держится не на вероятности, а на чем-то еще.

Каково же было Наташе, когда группа Пивоварова не пришла к месту сбора, а подойдя под роковой перевал с обратной стороны, она не увидела никаких следов спуска. И столь же туманные слухи дошли и до нее: «несчастье, двое погибли...». И пока Володя не прокричал ей из двери вертолета: «Валя жив!», она сама была ни жива, ни мертва.

Олю нашли на другой день, Володя улетел с ней в Кызыл, а нас перебросили под Белый Клык. Там второго мая погибла группа Якова Крома . Областная федерация туризма Тувы проводила майскую туриаду. Около десятка групп вышли на маршруты. Накануне прошли сильные снегопады, район стал объективно опасен, и его надо было закрывать. Этого не сделали. В результате в течение нескольких дней произошло три несчастных случая, погибло 9 человек. Два у Пивоварова, шесть у Крома и один человек в группе томичей. Причем у томичей в лавину попали трое, все были живы, но не успели освободиться. С бокового склона сошла еще одна лавина, перехлестнула первую и тут уж свою жертву не упустила.

Кром был председателем Тувинской федерации туризма и возглавлял группу спасателей из шести человек. Ребята базировались в избе. И чтобы не просиживать штаны, решили сбегать на Белый Клык. Один почувствовал себя неважно и с дороги вернулся. Он-то и услышал звук сошедшей лавины и, добежав по ущелью, увидел результат схода. В избе была рация, поднял тревогу.

Собралось нас под горой не менее 30 человек. Горные туристы и альпинисты Красноярска. 18 дней мы мучительно искали погибших. Проходили по площадям со щупами, рыли траншеи, взрывали соседние склоны, чтобы обезопасить себя от схода. Приезжал экстрасенс, ходил с рамкой. Все бесполезно. Лавина разошлась на два рукава. Один просто гигантский, от него сразу отказались. Второй был существенно меньше, там еще могла быть надежда. Искали в нижней его трети. Последнюю неделю мы работали посменно. День роем, день отдыхаем. И вот объявили прекращение поисков. Была идея: позже, летом зачернить лавину угольной пылью, чтобы вызвать таяние.

В последний день наша смена отдыхала. Ребята из другой смены решили напоследок проверить место под самой стеной, где лавина разошлась надвое. И вскоре наткнулись на Крома. Он почти убежал от лавины, был засыпан всего сантиметров на 40. Взвилась ракета, дембель отменили. Пятерых ребят нам пришлось искать и откапывать еще два дня. Их засыпало метра на полтора-два.

Некоторое количество интересных моментов сохранилось в памяти от этих спасов. Хорошо бы собрать воспоминания ребят, участвовавших в этом деле, опубликовать, и почтить этим погибших.

Так устроена жизнь, что горе в ней чередуется с радостью, и надо как-то это принять. Подумал сейчас о новостной ленте сайта, где с начала года белые рамки чередуются с черными. Вот, вот. Это то самое.

Что же наши гости Вихоревы? Им очень понравилось пребывание в Красноярске. Мы расстались друзьями. Валентин Иванович сочинил про нас две песни . Одну прямо в избе, другую позже прислал из Питера.
Он дал два концерта. Один в Доме Ученых в Академгородке, другой в Доме Офицеров. Зал был полон, принимали очень тепло, много заказывали из любимых. После концерта в ДО красноярские кспшники повели дорогих гостей в свой подвальчик, где состоялось второе отделение. Красноярцы пели алаверды, пел и Валентин, и все вместе.

А эта фотография с прощального ужина на квартире Коли Карелова, где можно увидеть персонажей упомянутых в рассказе Володи. Были и подарки, и слезы, и объятия.
И, конечно, много песен.

Offered →
Хвостенко Валерий Иванович

Столбистские истории. Жемчужина
На заре красноярской спелеологии (в 60-х годах XX в.) Игорем Ефремовым и компанией была организована школа спелеологов. Как-то зимой субботним вечером школа в составе 18 девчат и 15 парней спустилась в Торгашинскую пещеру. В Большой грот спускались классическим дюльфером: веревка под правым бедром, через левое плечо, и едешь вниз на страховке, вися...
Байки от столбистов - III. Байки от Виктора Коновалова. "Оранжевая" акция
Служить мне довелось три года на Сахалине. Все эти годы, месяцы, дни я не покидал Столбов, лазил по ним каждый день, вернее, каждый вечер после отбоя. Я вспоминал какой-нибудь ход и лез по нему, порой до натурального ощущения опасности, сердцебиения: Особый кайф был в том, чтобы въявь представить себе...
Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Академия искусств живой Природы.
Красноярск живая Чаша, Закруженная горами Здесь Сибири сердце наше Меж крутыми берегами Красноярск живая Чаша Закруженная горами Жизнь, вихрящая движенья Город с дымными богами Но душа полна цветенья Закруженная горами Здесь Сибири сердце наше Между синими хребтами Ничего нет в мире краше Красоты...
Воспоминания Шуры Балаганова. Еще три истории
Как я испугался за Деньгина С Володей Деньгиным я знаком лет сорок, причём когда мы работали инженерами-конструкторами в НПО «Сибцветметавтоматика», я знал, что он ходит на Столбы и не раз его там встречал, но что он мужик крутой и в альпинизме, и на горных лыжах, и в пещерах выяснилось уже после 2000 года, когда встречались уже не часто. Я обалдел, когда узнал,...