Хвостенко Валерий Иванович

Как мы на Белуху ходили. Часть III. Через Западное плато.

Наташе

28. Наши города

Свою жизнь я прожил в четырех городах: в Куйбышеве, Новосибирске, Якутске, Красноярске. Ну, в Куйбышеве я родился и жил до окончания школы. А в 1959 навсегда переселился в Сибирь. В новосибирском Академгородке я жил, учился, работал до 1965. К новосибирскому периоду относятся наши первые совместные походы. Настолько крепкая возникла дружба, что в едином порыве мы решили оставить цивилизованный мир и посвятить свои жизни Арктике. На полярную станцию в район Тикси уехали вшестером: Володя и Наташа Пивоваровы, Ромаха, я, Игорь и Тома Орловы. Игорь учился вместе с Володей в знаменитом Физтехе, вместе распределились в Новосибирск, в Институт Математики. А ведь Володя, Игорь, Юра и я впервые сошлись в том самом Грандиозном саянском походе!

Тиксинская эпопея прервала наши походы на несколько лет. Какие там походы! Мы и так жили и боролись в экстремальных условиях. А после Тикси жизнь разбросала нас по разным городам. В 1969 мы с Ромахой перебрались в Якутск, Игорь с Томой осели в Иркутске, Володя с Наташей вернулись в Новосибирск. Время от времени Володя скликал нас на очередной подвиг, и мы съезжались по его зову из разных мест. Описанные мною два похода на Белуху относятся к этому периоду. Новая эра началась в 1975, после того как я и мои друзья Пивоваровы обосновались в Красноярске.

29. Замысел

Володя развил бурную организаторскую деятельность и возглавил горнотуристскую жизнь в Красноярске. Подготовка молодежи, многолюдные сборы, выезды на Алтай и в Туву, зимние, летние, майские походы. В институте, где мы работали , сложился сильный спортивный коллектив. Приехали из Томска крутые кадры: Паша Кормилец, Сережа Севрюков, Коля Герасимчук. И вот возникла очередная амбициозная идея — первыми перевалить через Западное плато Белухи со стороны Аккемской стены с возможным восхождением на Западную вершину. Шел год 1978.

Рядом с Белухой возвышается пик ХХ-летия Октября. Между собой мы его называли «пик 37-го года». А ныне это одиозное название изменено. Теперь он — Корона Алтая. Пик примыкает к Западному плато. Идея состояла в том, чтобы подняться по его северо-восточному ребру и на высоте примерно 4000 м перейти с него на плато.

30. Новокузнецкие туристы

В январе к Володе приехали на консультацию новокузнецкие туристы. Добры молодцы, косая сажень в плечах. Они пришли с той же идеей. Но мы-то планировали свой поход на лето, а они собирались открыть новый перевал уже в феврале. Володю несколько расстроили такие конкуренты. Парни производили хорошее впечатление, но опыта для зимней авантюры у них было маловато. Володя посоветовал им перенести поход на лето. И даже предлагал кооперацию. Но парни верили в себя и пошли как наметили.

Поход их закончился трагически. Они вышли на плато и с него на штурм Западной вершины. Соблазнились кажущейся ее близостью и простотой пути. Катастрофы в горах развиваются лавинообразно. При подъеме сорвался и травмировался руководитель. На плато спустить его не удалось, так как разыгралась непогода. Ребята вырыли пещеру. Запас продуктов, снаряжение, палатка остались внизу. Пурга не стихала, нужен был врач. Раций в те времена туристы, как правило, не имели. Один из ребят, а всего их было пятеро, вышел за помощью. Парень проявил настоящий героизм. В одиночку добрался до метеостанции и вызвал спасотряд. На спуске он потерял кошку, срывался, но преодолел все. Когда спасатели, наконец, вышли к пещере, в живых не застали никого. Эхо этой истории неожиданно докатилось к нам через двадцать лет, в 1997. Но это сюжет для отдельного рассказа .

Мы договорились между собой, что в случае успеха посвятим перевал памяти новокузнечан.

31. Явление Рериха

Слух о том, что Пивоваров идет через Западное плато, быстро распространился в туристских кругах. Говорили об этом и в Красноярске, и в Новосибирске. Мы тем временем собирали команду. Однажды Володя поехал по делам в Новосибирск. На чьей-то кухне далеко заполночь обсуждался предстоящий поход. Вдруг звонок в дверь — запоздалый гость. Входит женщина, здоровается.
— Вы Пивоваров?
— Я.
— Вы собираете группу на Алтай?
— Да, я.
— Вы должны взять меня!

Вот те нате! Немая сцена. Люда Андросова, ученый секретарь общества Рерихов в Новосибирске, в горах не бывала. Приближался юбилейный год Елены Ивановны .
— Мне звонил Святослав Николаевич . Мы должны взойти на безымянную вершину рядом с пиком Рериха и присвоить ей имя Урусвати .
— Позвольте! Мы спортивная экспедиция, у нас совсем другие цели и планы! И требования к участникам очень высоки!
— Святослав Николаевич сказал, что нас ждут большие опасности и трудности. Но он будет из Индии следить за экспедицией и поможет нам своей магической силой.

Володя вернулся в Красноярск чрезвычайно смущенный. Ситуация не лезла ни в какие ворота. Труднейший поход, проблемный перевал — какая-то тетка, какая-то левая вершина...
Мы еще не знали всей фантастической пробивной силы Люды Андросовой. Что вы думаете? Она проникла в команду! В акклиматизационное кольцо мы включили перевал Рериха и восхождение на Урусвати. Люду окружили персональной опекой. Не счесть приключений, связанных с ее участием. В походе создалась несвойственная нам, грубым спортсменам, атмосфера мистических переживаний. Только и разговоров было о всяческих знаках и приметах. Постоянно на трансцендентной связи находился Святослав Николаевич и давал Люде во сне советы.

Перевал Рериха

32. Урусвати

В команде собрались Володя и Наташа Пивоваровы, я, Паша Кормилец, Сережа Севрюков, Витя Медведев, Юра Мирошников, Юра Иванов. И Люда Андросова! Девять человек, три связки. Поход мы заявили на Чемпионат Союза и в итоге заняли третье место. Бронзовая медаль — моя первая и последняя спортивная награда.

Я с Володей

Витя Медведев

Юра Мирошников

Паша Кормилец

Я в то время

Вершина Урусвати представляла собой ледяной купол, довольно крутой. На самом верху груда небольших скал. На подходе к вершине мы увидели, что на этих скалках расселась стая зловещего вида ворон. «Вот они, темные силы»! — вскричала Люда, — «Святослав Николаевич предупреждал»! Мы поежились, но продолжили восхождение. При нашем приближении темные силы с криками убрались восвояси. Мы написали записку, вложили в тур рериховское Знамя Мира .

Имя вершины «Урусвати» признано официально. Вершина соседствует в одном хребте с пиком Николая Рериха.

33. Перевал ПНТ

Мы медленно двигались по леднику под восточное ребро пика ХХ-летия. Я шел в глубокой задумчивости. Предстояло подниматься по следам недавно погибших людей. Мистическая пропаганда Люды Андросовой тоже сделала свое дело. Настрой был необычный. Догнал Наташу. Она остановилась и посмотрела мне в глаза черным бездонным взглядом.
— Валера, я боюсь!
Так, не убоявшись суда, мог сказать только истинно смелый человек.
— Да, брось ты, Наташа! Все будет в порядке.

Ребро в профиль

Ребро в фас. Стрелкой помечено место перехода на плато

Ребро прошли с одной ночевкой. Видели следы зимней экспедиции, их крючья. Лидировали попеременно Володя, Паша, Сережа. В какой-то момент я сбил перилами камень, и он приложился мне по плечу. Тому, к счастью, на котором висела бухта веревки. На трудный случай у нас был секретный продукт: в жестянках из-под растворимого кофе очищенный грецкий орех, залитый медом. Трудный случай настал на подъеме, и мы хорошо подкрепились этим продуктом. Но съели его не весь, одна баночка дожила до послепоходной бани.

На плато. Проглядывает Западная вершина

Пал туманчик

На плато мы все стали жертвами слуховой галлюцинации. Кипятили чай на примусе, перекусывали. Пал туманчик, и в этом тумане нам почудились зовущие голоса. Души предшественников? Был бы верующий — перекрестился, настолько это слышалось явно. В этой ситуации идея восхождения на Белуху обсуждалась недолго. Решили от греха не рисковать. Спускались в сторону Мюштуары по перилам, по крутому снежному кулуару. Перевал заслужил высшую категорию трудности — 3Б. И носит официальное название ПНТ — «Памяти Новокузнецких Туристов».

Юра Иванов готовит чай

Спуск там

Дальнейший поход в памяти не отложился, хотя, наверняка, был интересным. Вот пара историй про Люду Андросову.

34. Про Люду

Надо прыгать через бергшрунд . Верхний край возвышается над нижним метра на три. Ширина трещины, которую надо перепрыгнуть, метра полтора. Страшновато, но посильно. Люда стоит на краю и долго не решается. Само собой, и сверху, и снизу веревка-страховка. Кто-то замечает у нее в руках ледоруб. Неровен час, поранится при приземлении, с нее станется. «Брось его через трещину»! Люда неловко, по-женски, замахивается, и ледоруб исчезает в трещине точнехонько у нее под ногами.

Надо пройти метров пятнадцать по фирновому гребешку-ножу. И справа, и слева обрывы. Страшно, но техники особой не требуется, только равновесие. Ширина ножа меньше метра. Люда, стиснув зубы, встает на нож, делает несколько шагов и, взмахнув руками, рушится в пропасть. Страхующий Витя Медведев, как учили, прыгает в пропасть с обратной стороны. Люда благополучно извлекается.

Надо отдать должное мужеству этой, неподготовленной к подобным испытаниям, женщины. Она достойно пронесла через все трудности знамя своего кумира.

Вот то немногое, что осталось у меня от Белухи 30 лет спустя. Помню, что был я молодой, сильный и счастливый. Спасибо вам, мои друзья!

______________________________________________________________________________

35. Пояснения

институт, где мы работали . ВЦ СО АН СССР в г.Красноярске.
Елена Ивановна . Супруга Николая Рериха, выдающийся философ, ученый. р. 12(24).02.1879.
Святослав Николаевич . Сын Е.И. и Н.К. Рерихов.
Урусвати . «Свет Утренней звезды». Одно из имен Елены Ивановны. А также институт, основанный Рерихами. Его почетным президентом стала Е.И., именем которой он и был назван.
Знамя Мира . Международный Флаг Культуры. Предложенное Н.К.Рерихом Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые (красные) Сферы, как символ Вечности и Единения.
Перила . Закрепленная лидером веревка, по которой поднимаются остальные участники.
Бергшрунд . Подгорная трещина. Линия разрыва снежно-ледового покрова на склоне.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Хвостенко Валерий Иванович
Хвостенко В.И. Как мы на Белуху ходили

1918 г.
Пока идет еще старый стиль. Но разговоры о переходе на новый уже везде идут. Начну этот год с тех записей, которые у меня сохранились в дневнике. 10 апреля . Видел трех скворцов у скворечницы в городе. 13 апреля . По Каче вверх от города бутоны бурачка ленского, лапчатки бесстебельной. Розетки двух видов...
Восходители. Параплан в этот раз не пригодился
Но — горы... Сможет ли он спустя семь лет вернуться туда,— не туристом, нет: полноценным восходителем? Да не топтать снег где-нибудь на Эльбрусе, пусть он даже и высшая точка Европы, или на пике Ленина, пусть он даже и "семитысячник«,— Владимир снова думал о Гималаях. Еще точнее — об Аннапурне, первом из четырнадцати гигантов, покорившихся человеку: в 1950...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 30-е годы. 1937.
1937 год . По вечерам багровеет Ермак — мощные взрывы на Моховой — строится параллельный (нижний) ж.д. мост через Енисей. По Красноярску бродит слух о «вредительском занесении энцефалитных клещей со Столбов в район Военного городка». Столбы посетили участники XYII сессии Международного геологического конгресса. <% image = "/Mat/Sokolenko/7/sokolenko04.jpg"; attr...
Сказания о Столбах и столбистах. «Изюбри»
[caption id="attachment_31604" align="alignnone" width="258"] Шалыгин Анатолий Алексеевич[/caption] У этой главы даже название писать не хочется, как обязаловку брать. А писать надо. Если «Голубку» на 20-летний юбилей готовить, то остается последняя крупная глава. Итак, приступим. Когда росла и укреплялась «Голубка», то рядом с ней...