Ферапонтов Анатолий Николаевич

Байки от столбистов - III. Я вам не скажу за всю Одессу

«- Как пройти на Дерибасовскую?

— Молодой человек, пойдите прямо, потом направо, налево и снова направо, там спросите одноглазого Мойшу. Купите у Мойши петуха, отрубите ему голову и полощите петушиные мозги сколько вам угодно, а вы стоите на Дерибасовской».

А еще в моей жизни был такой фантастический период, целых шесть лет, когда я, не оставляя активных занятий скалолазанием, тренировал сборную края по санному спорту. Совмещение это не очень-то меня и обременяло, поскольку скалолазание тогда еще не ушло в спортзалы, на искусственные скалодромы, а потому было летним видом. Однако дома я в те годы бывал редко, это точно.

Обидные накладки случались по осени и по весне, в межсезонье, когда федерации того и другого спорта проводили тренерские семинары в южных либо столичных городах; от чего-то приходилось отказываться. Весенний семинар 1976 года у саночников проводился в Питере, а спустя всего три дня скалолазы открывали свой семинар в Кишиневе. Конечно, в Питер я прилетел, но что там нового, в этом равнинном и вечно сыром Питере, где я был уже больше десятка раз? А вот в Кишиневе не был никогда. И, стало быть, здравствуй, столица Молдавии!

Ничем, однако, скажу я вам, Кишинев не прельщает, не удивляет своих гостей. Так — городишко со всеми признаками провинциальности, — право, вроде нашего Канска. Один, более-менее оживленный, центральный проспект, да и там посмотреть не на что. Ни тебе памятников старины, ни шедевров архитектуры, так что город нам был совсем неинтересен. Разнообразили мы свои дни посещением дегустационного подвальчика, где пышная и веселая женщина — профессиональный и очень опытный дегустатор — под прибаутки потчевала туристов отменными молдавскими винами. Только там мы и отведали любимое вино английской королевы «Негру де пуркар» Но, выходя из подвальчика, мы набивали сумки свои дешевым, однако вполне приличным вином «Утренняя роса», и пили его, как пиво, до вечера; вечером же либо ходили по ресторанам, либо просто бродили по на удивление безлюдным улицам.

Да! — был там еще один чудик, альпинист из Латвии, немало сдвинутый на «клубничке» По каверзному умыслу то ли архитектора, то ли отцов города, гостница «Турист», в которой нас поселили, была построена точь-в-точь напротив женского общежития. Тамошние дамы настолько привыкли к неусыпному вниманию постояльцев гостиницы, что и вовсе не задергивали занавесок, даже когда переодевались перед вечерним свиданием или променадом. Более того, кое-кому из них, по-видимому, нравилось это бесстыдное подглядывание, так что несколько девушек стали настоящими эксгибиционистками, они устраивали в ярко освещенных комнатах настоящие сеансы стриптиза, а порой и демонстрировали лесбийскую любовь.

С расстояния метров в тридцать желающие и так могли разглядеть все без труда, но наш прибабахнутый на этом пункте латыш в первый же день купил себе полевой бинокль; с нетерпением он ждал, когда мы уйдем на вечернюю прогулку, и прилипал со своим биноклем к окну; за этим же занятием мы его и заставали, возвращаясь в гостиницу заполночь. Вначале мы подтрунивали над ним, предлагали пойти «вон к той, черненькой, а мы уж отсюда поглядим, что и как там у вас получится»; бедолага в ответ лишь потел и вздыхал — мы оставили его в покое.

Кишинев наскучил мне уже к концу первой недели семинара, рассчитанного на полмесяца; безудержно потянуло домой. Но тут я услышал от местных ребят, что выходные они проводят на Черном море. Как, где? — изумился я. Оказалось, что от Кишинева до Одессы ходит электричка, и езды-то всего три часа, вроде как от Красноярска до Ачинска. Конечно же, я сразу сдал авиабилет и отправился не на восток, а вовсе даже на юг.

Ну, что я знал до того за Одессу? До Жванецкого еще? Аркадия, Оперный театр, де Рибас и улица его имени: Молдаванка, дюк Ришелье, песни Утесова и Бернеса, анекдоты, «Одесские рассказы» Бабеля; бунинских «Окаянных дней» в ту пору еще не читал. По чистой случайности поселился я не где-нибудь, а как раз в Аркадии. Был конец апреля, курортный сезон еще не разгорелся, а потому не курортники искали хозяев жилья, а наоборот; меня, к примеру, увезли прямо с вокзала, показали койку во времянке и оставили в покое.

То есть, вначале-то я хотел устроиться тут же, на вокзале, и мне радостно предложили койку номер 333, всего-то за рупь в сутки, но оказалось, что спать мне надлежало в длиннющей лоджии, протянутой над всем вокзалом; я отказался, не взяв даже обратно свои рубли. Нет-нет, мне хотелось не убивать время здесь, в Одессе, а беспечно его транжирить!

Знамо дело: Одесса — это вам не какой-то там захолустный Кишенев. Одесса — это... Впрочем, вот сейчас пойду и посмотрю. На трафарете первого же автобуса значилось: Оперный театр, туда я и приехал. Клянусь, господа, только он уже стоит того, чтобы в этом легендарном городе побывать. Не шибко я силен в архитектурных терминах, но, кажется, стиль, в котором театр выстроен, называется барокко. А впрочем, если вы скажете, что ампир, то я и с этим соглашусь. Но — затейлив и прекрасен. Что-то разительно напоминает из ранее виденного, и в то же время — неповторим. Загибаю палец: раз. И не дюку ли — во-он тот памятник на горизонте? Точно: стоит и смотрит в морскую даль. А что это тут, внизу, под знаменитой лестницей? Ясно: «одесский порт в ночи простерт», и тут же, спустившись, я вспоминаю Вертинского с его романсом о «Приморском» ресторане. Вот зайду, как свободный, никуда не спешащий гражданин, и выпью, сколько душа пожелает.

Душа пожелала триста граммов, — чем-то морским закусывал: кефалью, что ли? Точно помню, что, выходя из ресторана, я блаженно мурлыкал «Шаланды, полные кефали:» А поднявшись по лестнице, вспомнил другое: «На Дерибасовской открылася пивная» Конечно же, это «Гамбринус»! Но — улица-то где? Спросить или поискать самому? Я все же помнил тот анекдот: ладно: Одесса, в общем-то, маленький город, а Дерибасовская где-то тут, в совсем уж крохотном центре: да неужто сам найти не смогу?

Пушкинская, главная улица Одессы. Музеи. Нет, не здесь: нужно вернуться поближе к морю. И вновь: Оперный театр, памятники Ришелье и Суворову, ресторан «Приморский»- безутешно!

Около полуночи я снова сел в автобус, увозящий меня в Аркадию, с мелкой досадой в душе: я так и не повстречал в целый день ни одного из тех классических одесситов, которых так, казалось бы, хорошо мы знаем из книжек. Но — уже на излете надежды — в автобусе базарили кондукторша и дебелая, громкоголосая пассажирка. И были слова стоявшего у поручня бородатого дядьки: «И что, она за пять копеек хочет не только сидеть, а еще и разговаривать?».

Дорогие мои читатели! Если вам придется впервые приехать в прекрасную Одессу, никого и ни о чем не спрашивайте. Легче всего найти Оперный театр. Встаньте к нему правым боком: чуть вдали, на горке, вы увидите памятник дюку Ришелье. Так все, что между Оперным и Ришелье и есть Дерибасовская. Сколь коротенькая, столь и знаменитая.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов А.Н. Байки III

Другие записи

Мансарда
Пора наконец и рассказать о мансарде Каратановского двора по Новокузнечной улице. Здесь в этой самой мансарде протекало время художника Каратанова и его столбовских друзей. О самом здании было уже достаточно сказано. Теперь опишем большую комнату мансарды, выходящую на балкон и...
Столбы. Поэма. Часть 3. Каштак
Посвящается Дуне Овсянниковой Каштак! Как много слово это Столбиста сердцу говорит, Когда в разгар бродяжный летом К Столбам влюбленный он спешит. И по хребтам, вдоль их вершины В тени недремлющих лесов Идет, любуяся картиной Вдали синеющих Столбов. И тянет дружной вереницей, Крутяк столбисту нипочем, Своих житейских дум страдницы...
Фотография мансарды художника Каратанова - штаба столбистов 1907 г.
[caption id="attachment_35079" align="alignnone" width="300"] Государственный архив Красноярского края[/caption] ГАКК, ф.2120, оп.1., д.40
1948 г.
...К этому же году относятся его иллюстрация и к рукописной поэме его друга А.Яворского, написанной в конце тридцатых и начале сороковых годов. Вся поэма имеет введение и 36 отдельных частей, каждая из которых посвящена какому-нибудь столбовскому камню. В каждой части...
Feedback