Ферапонтов Анатолий Николаевич

Байки от столбистов - III. Экология языка

Беляк Иван Филиппович

Слоник — это небольшая скала при самом входе на Красноярские Столбы: сразу за ним — гигант Первый столб, а сам-то Слоник — метров около семи высотой, не более. Основная тропа, которой столбисты и «турики» приходят сюда, упирается в него, раздвоившись, огибает и выводит на просторную полянку. Слева — Чертова кухня, прямо — Первый столб, позади — Слоник. Направо — продолжение тропы, но редко кто здесь не остановится посидеть, отдохнуть, полазить. С лицевой, со стороны полянки, Слоник — одна сплошная «катушка», как говорят столбисты; есть на него безымянные ходы справа и слева, а сзади — Катушка Теплых, Кровососик с вариантами и Чипчик. Здесь и «дикий» столбист, и спортсмен-скалолаз может провести не без пользы и удовольствия хоть целый день.

Некогда все искусство заключалось в том, чтоб взобраться на эту скалку слева, а после съехать по катушке на «пятой точке». После кто-то сумел забежать по центру, просто пройти лазанием и даже «прогуляться» по катушке влево-вправо. Затем начались упражнения для асов: начать скольжение вниз головой, развернуться и приземлиться на ноги; медленно, без скольжения, спуститься, опираясь ладонями и цепляясь носками калош; наконец, таким же образом подняться.

Абрамов Борис Николаевич

Все звезды красноярского скалолазания и альпинизма прошли «школу Слоника».

О Столбах, столбистах, столбизме как уникальном явлении до сих пор не написано правды, не издано, будем точны. Очень жаль, если было написано и пропало; хорошо, если найдется.

Почти ушли поколения довоенных столбистов, постепенно уходят в мир иной и следующие: скоро столбизм станет мифом. Не перечесть столбистов — интеллектуалов, спасовавших перед темой. Куда легче было заезжим писакам: повесть некоего Малышева «Тринадцатый кордон» переиздана не раз; бойко и завлекательно для среднероссийского обывателя, но лучше бы он описал жизнь на Марсе.

В России почти нет обжитых скал; Столбы хороши еще и тем, что они видны из города, а от конечной остановки автобуса до них не более часа ходу. Еще лет 30 назад добрая сотня различных компаний ходила на свои стоянки, разбросанные между скал; прямая тропа к Деду так и называется Огневкой, потому что вдоль нее ночами горели десятки костров. Нынче на Столбах порядки куда более строги: в заповеднике костры не жгут и под камнями не ночуют, только в немногих восстановленных после поджогов избушках.

Где тот человек, который покажет сегодня тропы Лунный проспект, Волчья, Наташин сворот: Вы только вслушайтесь в силу чьего-то чувства к неведомой нам девушке: ее именем тропа названа. Нет уже, наверное, той Наташи, как и влюбленного в нее парня, — не последнего на Столбах, надо полагать, если уж и друзья его, а вслед и вся братва стали этот сворот так называть. Где он, Наташин сворот? Да что там: есть где-то и Шалыгинская тропа, но Анатолий Шалыгин, сын и племянник тех знаменитых столбистов и сам мастер альпинизма, не может ее указать.

Исчезают из памяти и обихода названия стоянок, отдельных камней, троп, полян, коротких ходов — хитрушек. Лингвист Лилия Подберезкина — единственная сегодня, кто печется об их сохранении. Благородное дело; увы, сохранит она именник только на бумаге.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов А.Н. Байки III

Другие записи

"Красноярские Столбы" в поэзии. Разные авторы. 1899-1961 гг.
На Столбовской Видовке Густые высокие травы... Поляна. На ней остановка, И там, на вершине, вправо Развалы Столбовской Видовки. Хоть путь еще не окончен, Но разве пройдешь мимо! Если устали не очень — Поднимемся к краю обрыва. Синеют в зареве дали, Чернеют тайга и горы... И думаешь: «Встретишь едва ли Такие еще просторы»....
Горы на всю жизнь. Подо мною — весь мир. 2
Накануне восхождения на Хан-Тенгри, в 1936 году, Евгений Абалаков закончил аспирантуру и, как скульптор, становится членом Союза советских художников. Именно с этого знаменательного года тесно переплетается его деятельность художника-скульптора и выдающегося альпиниста. В 1937 году он создает скульптурную композицию «Альпинист», удостоенную первой...
Ветер душ. Глава 18
Утро. Маркович обвешал меня веревками как слона. Я тащу метров 160, он сороковку для петли, тросы и карабины. Довольненький улыбается, говорит, для зарядки в самый раз. Для зарядки в самый раз — мужики в футбол гоняют. А тут прешься вверх и дышишь как паровоз. Сон с лица махом слетел. Особенно...
Feedback