Вестник Столбист

Спецвыпуск вестника "Столбист". Каратанов Дмитрий Иннокентьевич

СТОЛБЫ В ЛИЦАХ

Загадочный мир Столбов существовал века, но это был мир в себе, мир для себя. Чтобы открыть его для людей, нужны были люди: смелые, романтичные. Художники создали живописный образ Столбов. Поэты вдохнули в этот образ вечную, ищущую человеческую душу. Научные работники подвели под нее прочную духовную базу. Инженеры, строители, рабочие создали материальные основы — избушки. Спортсмены внесли в столбизм дух соревновательности. Короче, Столбы — это есть коллективное детище всех красноярцев — тех, которые сердцем яры.

Сегодня мы расскажем о трех столбистах. Они жили в разные эпохи. Их судьбы так не похожи: один — художник, другой — краевед, третий — тренер, конструктор. Но каждый из них — Мастер

Д.И. Каратанов родился 11 марта 1874 года в селе Аскиз Минусинского уезда. С 1892 по 1896 год обучался в Академии художеств Петербурга. По возвращению в Красноярск давал частные уроки рисования. С 1910 года Каратанов преподавал в открывшейся в Красноярске рисовальной школе. Работал он и в краеведческом музее.

Каратанов — большой любитель Сибири и Столбов. Вот как в сентябре 1952 года о нем писал в журнале «Физкультура и спорт» Тойво Ряннель: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.И. Каратанов впервые пришел на красноярские Столбы в 1888 году вместе с великим художником В.И. Суриковым. Ему восемьдесят лет, однако длительные путешествия по сибирским горам и рекам сохранили ему силу и бодрость — он продолжает и сейчас заниматься скалолазанием».

Мне посчастливилось познакомиться с этим уникальным человеком в 1946 году. А сдружились мы с ним осенью 1948. В то время Дмитрий Иннокентьевич работал над картиной «Маевка на Столбах» и жил в шалаше рядом со строящейся Перушкой, а я обитал в Нелидовке и ежедневно навещал его. (В одну из таких встреч я и сделал этот снимок.) Было очень интересно слушать Дмитрия Иннокентьевича, наблюдать за ним. Он сидел ссутулившись, глядел на стволы деревьев, а сам делал наброски разных лиц: то бородатого старца, то молодого удальца. Однажды, когда он вот так задумавшись, смотрел в даль, я спросил его: «Что Вы там видите?». Он ответил, что ему вспоминаются лица. Говорил он тихо, басовито. Я изредка задавал вопросы. И он рассказывал о Столбах, о реке Мана и, как-то упоительно, ласково, о манских озерах. Рассказывая, он оживлялся, веселел, в нем появлялось юношеское озорство. Потом он хватал котелок и объявлял: «Будем пить чай!». И по-молодецки сбегал вниз по склону, припевая: «Мальчик трезвый, кудрявый, влюбленный». Я разжигал костер. А потом мы пили чай с лесной малиной.

Позже мы еще не раз встречались: я заходил к нему и домой, и на работу в музей. Каратанов в 1948 году (первым из красноярских художников) получил высокое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Умер Дмитрий Иннокентьевич в 1952 году.

Я благодарен судьбе и Столбам за общение с этим хорошим человеком и замечательным художником.

Валерий СВЕТЛАКОВ

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Вестник Столбист
Бурмак Ульяна Викторовна
Бурмак Ульяна Викторовна
Вестник Столбист

Другие записи

Вестник "Столбист". № 6 (30). Наши юбиляры
27 мая исполнилось 60 лет нашему другу, мастеру спорта по альпинизму, инструктору первой категории Валерию Семенюку. Именно на таких энтузиастах, как Данилыч альпинизм и держится! Сколько сил и времени отдал он развитию красноярского спорта! Мне довелось ходить в горах с Валерием Даниловичем. В 1977 года наша команда инструкторов а/л «Дугоба»...
Вестник "Столбист". № 5 (17). Лица Столбов
СТОЛБЫ: ЛИЦА Валерий Дмитриевич Лаптенок Поздравляем с 55-летием доктора технических наук, проректора по науке Сибаэроакадемии, МС по альпинизму, «снежного барса», инструктора первой категории, ветерана Столбов, проносящего романтику горовосходителей 60-х годов через прагматизм сегодняшних дней В.Д.ЛаптенокБольшинство тех, кто с ним связан, знают его как народного певца...
Мое сердце в горах
Вершина У каждого в жизни есть своя вершина. У Валерия Коханова и его товарищей по команде эта вершина — настоящая, горная. Самая высокая в мире. Эверест Начало Идея организации экспедиции «Эверест’96» родилась осенью 1994 года. Как-то мы сидели в гостях у Александра Кузнецова, и в разговоре он обронил: «А почему бы нам не сходить на Эверест?» Предложение Саши...
Взгляд
Люблю работы спортивных фоторепортеров. За эмоциональность. За гуманизм. За красоту. Они не похожи друг на друга. Совсем разными могут быть снимки фотомастера с районного первенства «Золотой шайбы» и финального поединка Олимпийских игр. Их невозможно как-то классифицировать. Разве что поделить на две группы: хорошие фотографии и плохие. И чтобы поймать то самое неповторимое...
Feedback