Яворский Александр Леопольдович

Бессребреник (из воспоминаний)

Старейший художник-красноярец Дмитрий Иннокентьевич Каратанов был редкостным бессребреником. В годы Великой Отечественной войны жил он одиноко в маленькой комнате, заваленной холстами и «обставленной» длинным кухонным столом, жесткой кроватью и двумя топорными стульями. Обедать ходил в столовую, а утром и вечером пил крепчайший чай с «пайковым» хлебом и сахаром вприкуску.

Заботы о покупке новой одежды его, кажется, никогда не волновали. Когда пиджак начинал слишком уж лосниться или просвечивать в локтях, к нему приходили жены художников и без особых церемоний поднимали угол матраца, где хранились деньги и промтоварные карточки. Понимая, что это значит, Дмитрий Иннокентьевич пытался возражать:

— Вот... опять вам заботы... Куплю я сам. Ей Богу, куплю!

Но женщины неумолимо отсчитывали деньги, брали карточки и уходили. Через час-другой они так же решительно снимали с него старый пиджак и заталкивали в печку. Зная, что теперь никакие возражения не помогут, Дмитрий Иннокентьевич покорно надевал обновку, чувствуя себя в ней непривычно и страшно неудобно...

Впрочем, случалось и так, что денег в «кассе» под матрацем оказывалось совсем мало.

— Кому отдали? — коротко и грозно вопрошали женщины.

— Понимаете... бедствуют люди... — мялся старик. — Есть тут женщина с детишками... хлеба им не хватает... А мне — к чему они, деньги? Вот я и дал... взаймы.

Много ли денег возвращалось из этих «займов», неизвестно. Да Дмитрий Иннокентьевич о том и не думал. Он всегда был готов отдать последнее...

Однажды холодной зимней ночью старый художник возвращался домой. Свернул с освещенной улицы в переулок, и тут выросли перед ним два субъекта явно подозрительного вида. Тот, что был старше и порослее, окинул критическим взглядом потрепанное пальто и без всяких обиняков потребовал:

— Давай, старик, деньги.

— А что, ребятки, сильно нуждаетесь? — наивно спросил Дмитрий Иннокентьевич.

— Давай-давай! — торопил старший. — Разговорчики...

— Так нет у меня с собой денег, дома они. А дом — вот он, рядом. Зайдемте, поделюсь...

Грабители опешили. Ненормальный он, этот старик, что ли? Ни капли испуга, домой зовет... Дом по всему виду — жилой, не милиция. Какую же ловушку хочет он подстроить?

— Да вы не бойтесь, — успокоил художник. — Не обманываю. Я без подвоха. И деньги есть. Немного, но есть.

Трудно сказать, как это произошло, но только грабители направились за стариком. Наверное, рассчитывали, что в случае опасности сумеют улизнуть...

Вошли в незапертый сквозной коридор. Дмитрий Иннокентьевич отомкнул дверь своей комнаты, включил свет. «Ребятки» опасливо заглянули из-за порога. Никого...

— Ты что же, папаша, художник? — догадался старший, увидев краски и холсты.

— Художник... Да вы проходите, не стесняйтесь. Можно раздеться, у меня сегодня тепло. Чайку попьем.

Парни помялись и сели. Дмитрий Иннокентьевич включил электрический чайник, изрезал ломтиками единственный кусок хлеба, достал с полки сахар, чашки.

Чаепитие прошло в мирном, не лишенном приятности разговоре, главным образом на темы живописи. После третьей чашки парни согрелись, обмякли и попросили разрешения закурить.

Пока гости скручивали цигарки, Дмитрий Иннокентьевич отвернул матрац и выложил на стол все свои капиталы.

— Вот, ребятки... Больше нет. Оставлю я себе на столовку да на хлеб, а остальное возьмите.

— Не надо, папаша, — стыдливо отвел глаза в сторону старший. — Ты уж извини, что оно так получилось...

Парни нахлобучили шапки и ушли. За окном проскрипел под сапогами снег, и две сутулые фигуры исчезли в темноте.

Н.Устинович

«Енисей», № 1, 1964 г.

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.226

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

1948 г.
...К этому же году относятся его иллюстрация и к рукописной поэме его друга А.Яворского, написанной в конце тридцатых и начале сороковых годов. Вся поэма имеет введение и 36 отдельных частей, каждая из которых посвящена какому-нибудь столбовскому камню. В каждой части...
Про прыжки с Коммунара
[caption id="attachment_7046" align="alignnone" width="300"] Соколенко Вильям Александрович[/caption] С Коммунара у меня первым прыгнул Шахматов Леонид Егорыч, он же Папа Волк. Когда я в 86-м во второй раз (после долгого перерыва) на Столбы пришел, так там, кроме Кольки Мурашова, ни родных,...
Столбизм как феномен гармонии человека и природы
Отзыв проф. Кудашова Cтолбистскому движению более полутора веков. Природный комплекс причудливых скал с названием «Столбы» неизбежно привлекал множество людей. Среди них выделилась небольшая прослойка постоянных посетителей, именуемых столбистами, со своими традициями, ритуалами, культурными ценностями. «Столбизм» стал для этих людей образом жизни. Это...
Байки. Без страховки, без веревки...
Материализация персоны Есть такой человек — Сережа Ковязин, сильный турист и скалолаз. Когда-то мы с ним работали в одном институте, бывали вместе в горных походах, часто пересекались на Столбах. Минули годы, теперь встречаемся крайне редко, раз в год — и то хорошо. Запомнилась такая история с его участием. Конец восьмидесятых. Перья. Сережа...
Feedback