Яворский Александр Леопольдович

Этнографический вечер

...Кроме Столбов, как обязательных мест посещения в этом 1910 году была сделана кратковременная поездка в с.Езагаш, что выше Красноярска по Енисею на 100 километров. Здесь в то время работал топографом общий друг Каратанова и всей Третьей Каратановской компании Михаил Масленников. Приехали на пароходе и завезли с собой лодку. Прожили 3 дня. Побродили в окрестностях Езагаша, заглянув в его речную долину с речкой того же имени. Осмотрели место бывшего винного завода Щеголева. Теперь здесь нет и следа построек и вся долина на месте бывшего завода поросла буйной, буквально непроходимой чащей крапивы. Ходили под вечер вдоль села и пели сибирские проголосные песни. Затем поплыли на лодке по течению обратно в Красноярск, посетив попутно чуть ниже Езагаша на правой стороне Енисея за островом так называемую «ледяную пещеру», которая оказалась только нишей со щелью, но со льдом. С песнями ехали до самого Красноярска.

Еще один поход в дружной столбовской небольшой компании по рч. Базаихе с остановкой в течении двух дней на Больших Аялах.

Живописная речка Базаиха всегда привлекала Каратанова и его друзей, своею какой-то интимной обстановкой. Здесь в глухой долине речки нет широты горизонта, нет и большой воды, как на Енисейских плёсах. Неумолчный шум Базаихи, ее затейливые небольшие зигзаги, скалы, идущие вниз к бурливой речке с высоких то голых, то облесенных хребтов как-то особо настраивают человека в противовес шуму на тишину и уют. Здесь поется мало, за человека неустанно напевает свою таежную песню шумливая речка. Недаром же само название по одному из авторов /Долгоруков. «Путеводитель по Сибири»/ происходит от чисто сибирского слова базланить, т.е. кричать заглушающе. В уютном шалаше из лиственничной коры на Больших аялах хорошо провели время и вернулись домой отдохнувшими, несмотря на трудную дорогу и тяжелый груз. Отдых не в ничего неделании, а в переключении, так понимают его многие красноярцы, так представлял его себе и художник Каратанов.

Кроме мелких работ в виде этюдов в этом 1910 году Д.И.Каратанов написал картину под названием Второй Столб. Это 65×90 см картина маслом на картоне изображала Второй Столб с его отрогами, видимый из-за осинника. Весна, лес без листьев, еще лежит снег, но в воздухе чувствуется бодрящее тепло. Период пробуждения в природе дал хорошо почувствовать художник в этом полотне. Здесь зиме сказано — нет, весна берет свои права и снег доживает свои последние дни. Картина писалась осенью, но настроение в ней ранневесеннее.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Стоянка США под Четвертым столбом
Летом 1909 года я ездил в экспедиции красноярского музея в Минусинские степи и на Чулым. В Ачинске я задержался у своих родителей и приехал в Красноярск только под осень. Когда я пришел в Мансарду и встретился с друзьями, мне сказали, что компания наша уже...
Сказания о Столбах и столбистах. Скалы и люди(необязательное отступление)
Скалы... Они стояли столько, сколько стоит твердая земля. Вулканы породили их, когда разделялась суша и море. Они стояли, рушились, возникали новые. Появлялась живая природа и наполняла неживую везде, где могла. На скалах жизнь появлялась от простейших форм — мхов и лишайников до красивых цветов и деревьев. Животный мир от простейших...
Байки от столбистов - III. Партийные истории. Дорогой Леонид Ильич
Когдатошний мой знакомец из Питера Витя Овсянников имел в своей жизни две страсти: раннюю — альпинизм, и припозднившуюся — дельтаплан. Этот, второй, его однажды и прославил. Дело было в начале семидесятых. Застой в разгаре, жить невыразимо скучно, стареющему генсеку вручили какой-то по счету орден, занималась нешуточная борьба с диссидентами. Однажды...
Красноярская мадонна. Столбы и вокруг. Лицо Родины – времена года
(программа-катализатор для детей 5-12 лет, рассчитанная на пробуждение лучших естественных качеств гуманизма: творческой талантливости, любви к Природе-Родине, высокого товарищества) «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его...
Feedback