Тронин Владимир Александрович

Сказания о Столбах и столбистах. Из столбистского фольклора

Вот уже полтора века в Красноярске не всем понятно кто такие столбисты? Кажется, чего проще. Это те, кто ходит в этот прославленный край тайги и скал постоянно, кто поднимается на скалы в меру своих сил. Вроде бы так, но это еще не все.

Для нас, тех, кто имеет основания считать себя столбистами, это понятие пошире. Не просто ходим и лазим. А еще и входим в круг общения столбовских изб и стоянок. То есть, ты кого-то знаешь и тебя кто-то знает.

После длительной борьбы лесников со столбистами большая часть изб и стоянок на Столбах была уничтожена. Но столбизм уничтожить невозможно, Для этого надо, чтобы не было Красноярска.

Столбизм живет. В нем появляются новые люди, новые компании, избы. Создано наконец городское объединение столбистов. Но стараются сохранить и старые традиции. О столбовских традициях надо писать отдельный труд. Мы остановимся на одной, всем доступной. Полазив днем или вечером по скалам, столбисты идут на ночевку. В избу или на стоянку. Варится ужин. Все собираются летом у костра на стоянке или у избы. Зимой в избе на нарах или у печки. Играют на гитарах, поют песни. Делятся впечатлениями о лазании, о других делах. И тут между песнями внимание людей привлекает ОН (реже она). Кто это ОН? Часто не самый заметный, не самый главный в этом обществе. Но затихают песни, прекращаются разговоры между собой. Даже дежурные отвлекаются от кухни. ОH начинает рассказывать...

Можно годами ходить у скал, даже лазить на них. Можно даже заходить на огонек к знакомым в избу или на стоянку. Если ты не пел или хотя бы не слушал столбовских песен, ты много потерял. Но если ты не слушал столбовских рассказов и сам не попробовал (если есть способности) рассказать что-то от себя, ты Столбы не понял. Это все равно вроде как хлеб съел, а масло уронил.

Жанр художественного живого рассказа на Столбах это какая-то причудливая смесь молодежного фольклора улиц, одесских рассказов, армейской в стиле Теркина или флотской «Травли на полубаке». Некоторые рафинированные гуманитарии считают, что здесь сильно влияние уголовного мира. Еще бы, триста лет ссылали сюда всех, кто под руку попадался. А с 30-х годов Краслаг в системе Гулага был не последним островком. Есть еще сейчас в городе две зоны. Влияние может и есть, но не оно здесь главное. Главное — вольный рассказ дает редкую возможность человеку самоутвердиться, выложить не только факты и отношение к ним, но и вложить душу в слово.

Чаще всего рассказчик стремился развеселить людей, отвлечь их от домашних забот и от проблем, с которыми они столкнулись на Столбах, и конечно же дать нужную информацию. Особенно любят слушать рассказы новые на Столбах люди. Они входят через эти рассказы в этот незнакомый, во многом непонятный им мир.

Надо видеть глаза и лица молодых, первый раз слушающих рассказы на Столбах. Это излучение — награда рассказчику, если дошел до души слушателя.

Жанр этот не стареет. Совершенствуется. Попадает на магнитную ленту. Некоторые с удовольствием слушают их дома и посылают в другие города друзьям. Вот теперь почти все ясно. Пора приступать к делу. Попробуем показать вам несколько рассказов в жанре «столбовского художественного трепа». На бумаге теряется яркость живого слова, здесь меньше колорита. Добавьте сюда свою фантазию и читайте для души.

В.А.Тронин

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Тронин Владимир Александрович
Деньгин Владимир Аркадьевич
Деньгин Владимир Аркадьевич
Боб Тронин. Сказания о Столбах и столбистах

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 20-е годы. 1926
1926 год. В газете «Красноярский рабочий» статья А.Л.Яворского о легендарном полководце Гражданской войны С.М.Буденном, спасшем заповедник Аскания-Нова. Авторитет Буденного позволил прекратить воинские безобразия в заповеднике Столбы. В парном восхождении покорена высшая точка Иджимского хребта — утес Кабарга. Компанией Перисты открыт ход Уголок...
Красноярская мадонна. Определитель сложности при путешествии по Красноярским Столбам
Человек рожден из хаотических вихрей Природы как попытка самосознания самой Природы. Впрочем, непомерно расплодившиеся непутевые дети Планеты, несмотря на царственную гордыню, так и поднялись выше инстинктов саранчевого стада. Преждевременный взрыв технических знаний НТР, разнузданная рождаемость, вражда племен и религий превращают планету в индустриальную пустыню. Вырублены...
Купола свободы. 06. Далеко внизу (перевод семьи Хвостенко)
ДАЛЕКО ВНИЗУ пожилая женщина только начинала подъём. Старые потрёпанные трико и вязаный свитер, волосы стянуты тугим пучком на затылке. На ногах странные резиновые изделия, такие же, как у Теплыха, привязанные тесёмками наподобие балетных тапочек. Олег объяснил, что это галоши, традиционная обувь столбистов. Мягкая резина, из которой...
Ручные дикари. Ройка
Что может быть беззащитнее маленького оленёнка. Всё его спасение в рыженькой шкурке, усеянной белыми пятнышками, похожими на солнечные зайчики: ярким летним днём в чаще леса такая шкурка делает оленёнка почти невидимкой. Солнечные зайчики на траве, на листьях, светлые пятнышки на шкурке. Лежи неподвижно, притаясь, авось враг...
Feedback