Кудашов В.И.

Отзыв на статью "Столбизм как феномен гармонии человека и природы" доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д. Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских «Столбах» и феномене «столбизма», данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена «столбизма», так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам «столбизм является одной из разновидностей духовной практики», то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о «столбизме» как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

 

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества
В.И. Кудашов

Author →
Кудашов В.И.

Другие записи

Красноярская мадонна. Хронология столбизма. 20-й век. 1912.
1912 год . В д.Горелый Борок Канского уезда родился Устинович Николай Станиславович (1912-1962 гг.) — будущий журналист, писатель, руководитель писательской организации Красноярска, автор тонких и точных описаний сибиряков и сибирской природы, в том числе Столбов и столбистов. Внедрение политической сатиры...
Семинарский камень или просто Семинар
Это стоянка в развале камней на юг от Третьего столба над тропой идущей на стоянку «Ферма». Основателями стоянки были ученики духовного училища братья Шахматовы и приставший к ним Константин Климов. Датировать основание надо 1912 годом. На этой стоянке как ближайшей к Третьему...
Сказания о Столбах и столбистах. «Уют»
В застойно-запойные лихие 80-е «Нарым» густо населяла неформальная туристско-отдыхающая публика. Кто в 02, кто в крольчатнике, кто еще где — без пол-литры не разберешь. Мы мало знали эти избы, хотя в свое время из 02 выдернули Юлю Крупенину и Серегу Тарзана. Но вот наш Вова Д., как человек известный в столбовских кругах, знал...
Край причудливых скал. 2. Первые шаги "Столбисткого" движения
Первые шаги «столбистского» движения были сопряжены и с первыми случаями падения со скал. Впрочем, некоторые из них не имели никакого отношения к спорту и были результатом лихачества или самодурства. Вот один из таких эпизодов. Как-то в праздник на «Столбы» приехало несколько купцов с женами. После обильной выпивки и закуски одна из женщин, зевая,...
Feedback