Кудашов В.И.

Отзыв на статью "Столбизм как феномен гармонии человека и природы" доктора технических наук, профессора Лаптенка Валерия Дмитриевича

К статье В.Д. Лаптенка

Несмотря на довольно большое количество различных научных исследований и художественных публикаций о Красноярских «Столбах» и феномене «столбизма», данная тематика представляется далеко не исчерпанной и, возможно, неисчерпаемой. Дело в том, что познание природы неисчерпаемо в принципе, а взаимодействие человека с уникальными природными комплексами увеличивает сложность и многообразие этих человеко-природных систем. За более чем полуторавековой период существования столбистское движение прошло целый ряд этапов своего развития, каждый из которых достоин стать предметом внимательного рассмотрения. В эпоху экологического и социального кризиса, переживаемого в последнее время, особую актуальность приобретают исследования уникальных примеров гармоничных экосоциальных систем, дающих примеры реального, а не декларативного устойчивого развития. Поэтому очень отрадно появление работ, в которых на конкретных примерах раскрываются возможности гармоничного сосуществования человека и природы, а также демонстрируются мировоззреческие, духовные основания такой гармонии.

Профессор В. Д. Лаптенок, известный ученый, является одним из основателей и руководителей современного этапа столбистского движения, поэтому его огромный личный опыт, помноженный на теоретическую рефлексию столбистской практики в ее различных проявлениях, представляется крайне важным для осмысления и интерпретации как самого феномена «столбизма», так и его духовных основ. В своей статье В. Д. Лаптенок доказывает, что бесстраховочное лазание по скалам способствует тренировке специфических качеств, что фактически принимает особую форму духовной практики с признаками медитации. Это утверждение вполне может быть верифицировано многими спортсменами-альпинистами, активно использующими различные психофизические технологии в своей деятельности. Что же касается дальнейшего вывода В. Д. Лаптенка о том, что и сам «столбизм является одной из разновидностей духовной практики», то данное утверждение представляется если не спорным, то заслуживающим уточнения.

Мне лично ближе представление о «столбизме» как чрезвычайно многогранном явлении, включающем в себя конвергирующие, то есть взаимно усиливающие природно-экологические, социально-культурные, психофизические и эмоционально-духовные аспекты. Сводить все это многообразие исключительно к духовным практикам представляется весьма спорным, поскольку сведение целостного явления к его части может оказаться неоправданным редукционизмом, чреватым обеднением сложного феномена. Мне кажется, что и сам В. Д. Лаптенок далек от подобного редукционизма, поскольку в своей статье он уделяет большое внимание самым разным аспектам столбизма, подчеркивая, например, огромную культурную и воспитательную роль столбовских компаний. Тем не менее, я глубоко разделяю авторский интерес к духовным практикам, в частности, различным видам медитации и убежден в необходимости именно такого ракурса исследования многогранной культуры столбизма.

Поэтому в заключении хотелось бы полностью поддержать авторскую интенцию о необходимости серьезных научных исследований и философского осмысления пересекающихся сфер мировых медитативных практик в природной среде и специфически столбистских культурных форм их реализации.

 

Зав. кафедрой философии Гуманитарного института
Сибирского федерального университета,
доктор философских наук, профессор,
председатель Красноярского философского общества
В.И. Кудашов

Author →
Кудашов В.И.

Другие записи

Байки от столбистов - III. Семь сорок
Начиная эту книгу, поклялся я сам себе, что будет она веселой, а порой и грустной, но не будет в ней ничего о смертях, — не получается: умирают друзья-столбисты. Да и не просто умирают: Викторка застрелился, Валера Скворец и Володя Бурмата — повесились. Как это обойти: ведь были столбистами из самых первых. Из Иркутска в Красноярск приехал мой...
Красноярская мадонна. Ближние Столбы (Такмаковский скальный район). Такмаковская гряда
Самое мощное обнажение сиенита в заповеднике: высота около 300 м, периметр основания около 3 км. Главная вершина — двуглавый Такмак (Кизям) 417 м над Енисеем был покорен на 48 лет позднее I Столба, в 1899 г. А.Качаловой, первой в России...
Байки от столбистов - III. Милицейский прибамбас
Как-то однажды, в первый и последний, надеюсь, раз, я снял звездочку с погон милицейского старлейта, да к тому же его еще и в должности понизил. Право, я сам этого не хотел, да он нарвался, ситуация так сложилась. Долгое лето в Ялте катилось к своему исходу; я маялся бездельем: по утрам купался на Золотом пляже, после ехал в центр, к почтамту,...
Купола свободы. 11. Вечером (перевод семьи Хвостенко)
ВЕЧЕРОМ, после того как тело унесли, мы отправились в одну из старейших избушек на Столбах. Избы эти построены, как правило, прямо на скалах. Иногда они расположены на самом верху так, что приходится совершить восхождение, прежде чем попасть внутрь. Бревенчатый сруб может примыкать прямо к гранитной стене, которая...
Feedback