Джонатан Тесенга

Купола свободы. 04. Внезапно, как по волшебству (перевод семьи Хвостенко)

ВНЕЗАПНО, КАК ПО ВОЛШЕБСТВУ, Столбы появились из леса. Над деревьями возвышалось множество скал. Их подножия оставались в тени, а верхушки освещались солнцем. Первый столб — 80-метровый утес. К нему вела тропа, утоптанная за полтора столетия множеством ног.

Впереди пестрела необычная карнавальная толпа: взрослые, одетые кто во что горазд, от купальников до армейского камуфляжа, от резиновой обуви до солдатских ботинок; дети, скачущие по камням со счастливым визгом; пожилые люди в вязаных кофтах времён холодной войны, с трудом несущие авоськи с едой; группы школьников с рюкзачками. Вся эта братия расположилась на камнях. Кто-то играл на гитаре, рядом мать укачивала младенца. Казалось, все они пришли поглазеть, как другие будут лазить.

Когда же мы подошли к подножию Первого, я понял, что ошибся — они пришли не для того чтобы смотреть, они пришли чтобы лазить. Мамаша подсаживала вверх своего шестилетнего малыша. Школьники сгрудились на полке и кричали оттуда своим товарищам, чтобы те поднимались к ним. Кто-то уже карабкался по катушкам. Пятеро молодых парней, взобравшись друг на друга, построили лестницу из тел, и их подружки лезли по ней на крутой уступ. Пара пожилых людей поднималась в распор по камину. Никто не имел скальных туфель, не говоря уж об использовании верёвки. Все стремились к вершине в 80 метрах у них над головой. Вереница людей спускалась вниз, в то время как другая поднималась ей навстречу. Люди пропускали друг друга на скале так же естественно, как если бы они прогуливались по бульвару.

В глазах Валерия засветилась гордость, когда он увидел нашу реакцию на происходящее.
— Что за... ?
— Как это... ?
— Неужели все эти... ?

Никто из нас не мог закончить фразы. В традиционном западном понимании свободное соло-восхождение — занятие сугубо индивидуальное: есть только ты и скала. Здесь же на Столбах — это ты, скала, а также все твои друзья, их семьи и просто случайные попутчики. По не очень сложным маршрутам они карабкаются вверх, чуть ли не наступая друг другу на головы, застревая в пробках, вынужденные замирать стоя в неудобном положении на сопливых зацепках, пока затор впереди рассосётся.
Каждую минуту я ожидал, что кто-нибудь свалится.

«Много туриков сегодня», — заметил Олег. Он объяснил нам, что столбистами называют только тех, кто регулярно ходит на Столбы. «Несчастные случаи обычно происходят с туристами, столбисты же падают очень редко».
Хотя многие столбисты лазают в туфлях и с магнезией, и в этом смысле они вполне подпадают под западное определение скалолаза, подавляющее большинство из 200 000 ежегодных посетителей Столбов не имеют снаряжения вообще. Верёвки почти не используются.

Целеустремлённым, размеренным шагом Валерий провел нас по Центральным Столбам, по пути показывая скалы: Второй столб, Митру, Рукавички, Третий столб, Четвёртый. Каждый пупырь имел своё название.

Наконец мы преодолели небольшой подъём, и Валерий указал рукой на тридцатиметровый утёс, состоящий из нескольких каменных плавников разделённых глубокими каминами. «Перья», — сказал он.
«Это те самые?» — обратилась ко мне Бритни. В её голосе прозвучала интонация узнавания.
Я ничего не ответил, я смотрел на широкий камин. Вблизи он казался ещё более вертикальным и гладким, чем на фотографии. Ни трещинки, ни зацепки. Выделялась вмонтированная в основание скалы мемориальная табличка с именем Владимира Теплыха.


Множество раз в Соединённых Штатах я просматривал фотографии его падения. Я показывал их друзьям без какого-либо осуждения или восхищения, но всегда с трепетом.
Вот здесь, на этом самом месте он погиб. Здесь же сидели его жена и дети и смотрели как он падает.
Смерть Теплыха стала для меня реальностью.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Джонатан Тесенга
Хвостенко Валерий Иванович
Хвостенко Валерий Иванович
Джонатан Тесенга. Купола свободы

Другие записи

Столбы. Поэма. Введение к поэме “Столбы”. Столбы дооктябрьские
Может быть, странным покажется такое введение к поэме «Столбы», но оно напрашивается само собой. В этом томе, прежде всего, пишется автором от своего имени, во-вторых, изложение насыщено восторженным лиризмом и нежностью к живописной природе Столбов и, в-третьих, автор создает в своих образах одухотворение природы. Все эти черты, свойственные...
Восходители. Ну, вот и высокие горы
Какой альпинист не мечтает побывать в Гималаях? Для них Гималаи священны, как Мекка для мусульман. Там громоздятся «восьмитысячники», и сами имена тех гор для альпиниста — музыка. Вслушайтесь: Джомолунгма (Сагарматха, Эверест, Чомо-Канкар), Канченджанга, Аннапурна, Лхоцзе, Макалу, Дхаулагири, Чо-Ойю, Манаслу, Нанга-Парбат... В конце XIX века не была...
Столбы. Поэма. Часть 21. Первый
Чудес на свете очень много, Из них семь древности чудес А если разобраться строго Им счет не знал и сам Зевес. Я, правда, их чуть-чуть лишь знаю, Перечислять то даже риск: Загадка Сфинкс, Стена Китая, Колосс Родосский, Обелиск, Висячие сады Семирамиды, Залитый чудо светом Вавилон, И, наконец, Гробница-Пирамида,...
Край причудливых скал. 9. В Приманской тайге. "Дикие столбы".
Осень — лучшее время для похода на отдаленнейший участок заповедника — «Дикие Столбы». Путешествие по тайге в это время имеет особую прелесть. Когда начинаются заморозки, лес расцвечивается яркими красками. На темнозеленом покрове появляются разноцветные тона. Золото осин переплетается с рубинами рябины и светложелтой хвоей лиственниц. На «Дикие» можно попасть...
Feedback