Ферапонтов Анатолий Николаевич

Байки от столбистов - III. Каждому - свое, понимаешь

Бабье лето — чудная пора на Столбах. Мы ведь, и снизу глядя на увядающую роскошь лета, на разноцветье осенней листвы, умиляемся, становимся хоть ненадолго лучше, чище, чем мы есть на самом деле. А там — залезешь на любую вершину, и — вот он, под тобой, лес без конца и без края, море разливанное красок бабьего лета. И сидишь часами, лечишь душу свою, заряжаешь ее благостью на всю неизбежную, промозглую зиму.

А после хорошо спуститься к Слонику и сидеть там еще долго, балагуря с друзьями, оттягивая уход вниз, в опостылевший город. Если же с вами нет друзей, присядьте неподалеку от чужой компании, только компании столбистской, не асфальтовой. В каждой из них есть свои балагуры, вы только слушайте. Осенью 1986 года, вот так присев подле каких-то незнакомых, молодых избачей, я услышал и записал вот это.

— Я умею материться, как Дима Хворостовский умеет петь. Однажды меня назвали даже Ван Гогом мата. Дело здесь вовсе не в многоэтажности построений; обильный мат доступен и любой деревенской бабище. Изысканность того, что принято называть ненормативной лексикой — это удел избранных, и уровень его зависит вовсе не от частоты применения, а от творческого начала. Поэтому мы с Димой условились: он не поет в трамваях, а я не матерюсь со сцены: негоже метать бисер перед свиньями, тратить свое дарование по пустякам.

Ведь на самом деле, представьте себе такое: входит в красноярский трамвай прима-баритон современности, и вдруг — как запоет арию Германна из «Пиковой дамы»! Невзирая на присутствие кондуктора, который там при исполнении служебных обязанностей, понимаешь, и особей различного пола, отличающихся повышенной нервозностью. Вы полагаете, при такой публике в трамвае он сорвет аплодисменты? Как бы не так: его даже не освистают, а — пусть и не столь талантливо, как это мог бы сделать я — обматерят и спереди и сзади. Поскольку Дима никогда не носит с собой корочки народного артиста республики, а трамвайная публика не каждый день ходит на филармонические концерты, то он там и доказать ничего не сможет. Выйдет, как миленький — хорошо еще, если без энергичной посторонней помощи, и будет вынужден усесться в сопровождающий его БМВ.

Я вам точно говорю, что выйдет Дима из трамвая молча, покорно, как и положено русскому творческому интеллигенту, который не внемлет хамству черни. Однако мысленно — о! — мысленно, чуть шевеля губами, Дима им такое скажет, такое! Потому что вырос он — где? Среди шпаны красноярской выросла наша сценическая гордость, заметьте. И это лишь во-первых, а во-вторых — гений, знаете, он ведь во всем гений: за что ни возьмется, все у него получится. Ну, не так легко, изящно и емко, как это могло бы получиться у меня, но, будем справедливы: я тоже могу вытянуть арию Германна, однако на димины лавры вовсе не претендую. У нас с Хворостовским, можно сказать, консенсус: мы друг другу не мешаем, каждый занимается своим любимым делом и в высшей степени профессионально.

Ну, представьте себе теперь противоположную ситуацию: театр уж полон, ложи блещут — и тут я нахально, как Дима в трамвай, выхожу на сцену и обращаюсь к залу с присущей мне гениальностью — обращаюсь с тирадой специфического толка. Вы думаете, у светской этой публики уши завянут? Вы думаете, они таких слов не знают? Еще как знают, и повторяют их куда чаще, чем я — стандартно, неумело, где ни попадя. И вот они слышат со сцены те же, казалось бы, самые слова, но сотканные во фразы таким образом, что кажутся по первоначалу едва не признанием в любви. Ей-ей, дамы замрут от восторга! А когда их кавалеры поймут, что происходят, начнут стаскивать меня со сцены и бить при этом, дамы станут мне аплодировать! Вы понимаете? Дима в трамвае аплодисментов не сорвет, а я в театре — запросто.

Но — побои, это бывает очень больно. И милиция, это очень бывает чревато. Вот поэтому Дима поет исключительно на сцене, и получает огромные бабки, а я не матерюсь в трамваях, и исключительно забесплатно.

Author →
Owner →
Offered →
Collection →
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов Анатолий Николаевич
Ферапонтов А.Н. Байки III

Другие записи

Сказания о Столбах и столбистах. Полет к обеду
Этот рассказ услышал я в свой первый I960 год на Столбах. Хотите верьте, хотите нет. Но столбовская жизнь тех лет изображена точно. На скалу «Дед» ходов немного. Самый простой — «Хомутик». По нему и сейчас лезет большинство. Сзади «Шалыгинским» ходом и тогда и сейчас мало лазят. Вот под обратной стороной...
Байки. Проспект Энтузиастов
Вчера поднимался к Слонику вдоль новой помпезной лестницы. Подумалось: устроители этого чуда вряд ли знают, что у тропы есть историческое имя — тропа Энтузиастов. Поступь времени равнодушно губит нами любимое. Отныне нет тропы, теперь это Проспект Энтузиастов. Вдруг я увидел молодого человека, занимающегося странным делом....
Байки. Черный и олень
Дело было в начале девяностых. Меня вызвал директор института Володя Шайдуров. «Валерий Иванович, надо сопроводить на Столбы очень важного человека, академика Черного». Эта фамилия мне ничего не говорила, но я знал, что существуют секретные академики, которых публике знать не положено. Поехали на директорской волге. Водитель, я, Черный...
Сибирский сад камней
От автора. Этот текст был написан для книги, которая готовилась к выходу в одном из красноярских издательств. Собственно говоря, основу этой книги должны были составить фотографии Вильяма Александровича Соколенко, а текст имел скорее вспомогательное значение. Однако, как говорится, «не срослось», книга в обозримом будущем вряд ли появится, а мы с Вильямом...
Feedback