Фрэнсис Грин. Песня Грифов

Меня попросили написать несколько серьезных слов для серьезной публикации — вспомнить, как я побывал на Грифах в 1992 году. Эта задача кажется мне трудной. Как можно бесстрастно писать о событии, вызывающем столь сильные и разнообразные чувства, о событии, имеющем так мало общего с повседневной реальностью, воспоминание о котором кажется таким невероятным и похожим на сон?

Грифы — это естественная ниша у вершины одной из причудливых скал-Столбов, приспособленная под нечто среднее между пещерой и избой, куда могут забраться только опытные скалолазы. Поскольку я к таковым не отношусь, меня туда доставили, как чемодан. Я был в хороших руках, но перспектива такого путешествия меня сильно пугала — у меня нет чувства равновесия, и я боюсь высоты, а на скользкой скале — прилипший снег. Последние метры подъема оказались самыми сложными. У входа в это орлиное гнездо — подъемный мост, или «замок», в виде тонкого бревна над пропастью: когда его убирают, прохода нет никому кроме умелых столбистов. Я очень хорошо помню ощущение восторга, которое я испытал, успешно преодолев это препятствие. Правда, радость омрачалась сознанием того, что, повинуясь зову природной надобности, я вынужден буду проделать весь путь обратно вниз!

Но вскоре я узнал, что Грифы — это нечто большее, чем физическое испытание. Это, как балет, еще и форма искусства. Я был там одним из самых незнаменитых (и к тому же — самых робких) гостей. Грифы, как оказалось, — международный культурный центр. (Я надеюсь, английский флажок, который я принес с собой, до сих пор висит там среди множества флагов других стран). Самыми знаменитыми гостями Грифов были барды — поэты-композиторы, которые пронесли дух России через темные времена насильственного единомыслия. Великий Юлий Ким был там, и пел, и прекрасный (хотя и менее известный) поэт-певец Михаил Щербаков, и певица Елена Камбурова, которую знают во всем мире.

Вскоре оказалось, что на Грифах продолжают следовать этой высокой (во всех смыслах этого слова) традиции. Я был свидетелем того, что можно назвать самым необыкновенным концертом в самом недоступном концертном зале в мире. Там я услышал не только классические шедевры гитарной музыки 20-го века — песни Окуджавы, Кима и других, — но и множество образцов так называемой «авторской песни», которые были прекрасны сами по себе и исполнялись авторами с исключительной виртуозностью. Один мужской голос был такой силы и чистоты, что сама скала сочувственно резонировала в ответ.

Если вернуться с небес на землю — что же такое Грифы? Идол столбистов-скалолазов? Без сомнения, это так, но для меня это далеко не главное их достоинство. Исторический памятник борьбе личности против насилия государства? Имеются свидетельства, правда, не документальные, о рейдах советских военных вертолетов против гнезд столбистов. Нет. Грифы — это нечто такое, чем является всякая тесная группа исключительно талантливых людей, отличительный признак, который дает начало названиям на «-изм», за каждым из которых — яркий след нового живого направления в литературе, поэзии, живописи, музыке. Там, на заснеженном уступе скалы я был тронут до слез смесью музыки и поэзии, блистательно исполненной поэтами и музыкантами, из которых все — умелые скалолазы. Я встречался с другими подобными явлениями в России, но никогда впечатление не было так сильно. Вот чем для меня стали Грифы.

Это удачное название вызывает еще одну ассоциацию: мифический грифон — потомок льва и орла, посвятивший себя солнцу, хранитель скрытых священных сокровищ.

Owner →
Offered →
Хвостенко Валерий Иванович
Хвостенко Валерий Иванович
Скалы ↓
Компании ↓
Избы ↓

Другие записи

История компаний. Оглавление
Дорогие друзья! Зашёл на сайт, почитал с удовольствием. Много интересного. Однако в истории избушек Нелидовки, Музеянки, Перушки есть большие пробелы, не упомянуты главные действующие лица. История с Кунцевичем вообще написана по слухам и далека от действительности. Сам я обитался в Нелидовке с 1960-го по 1965-й годы, жил там зимой по месяцу и летом с весны...
Байки. Путь в столбизм
Из переписки вконтакте. АЯ: Здравствуйте, меня зовут Настя, и я пишу статью про столбизм. Могу ли я поговорить с вами об этом? Мне интересна именно ваша история — когда вы первый раз пришли на Столбы, почему там остались, что лично для вас значит это движение? ВИ: А почему именно я и моя история?...
Красноярская мадонна. Пирамида Красноярска - Первый Столб. Запад
Делать подсчет-перечисление лучше по естественному круговороту Центральной столбовской тропы от Лалетиной к западной стене и далее к южной, восточной и северной двигаясь против часовой стрелки. С вершины Слоника, либо опираясь спиной на его катушку, начинаем обзор западной стены Сокола (Пролетарки). Перед нами Театральная (западная) площадь Первого Столба, место...
Красноярская мадонна. Пирамида Красноярска - Первый Столб. Юг.
[caption id="attachment_1721" align="alignnone" width="274"] Беляк Иван Филиппович[/caption] Восточная стена Коммунара на 10 метров короче южной и обрывается 40 метровым навесом на южную горизонталь Первого Столба, известную как Солярий. Не имея четких, правильных очертаний Великой горизонтали Второго Столба, Солярий Первого Столба...
Feedback