Кузема Юрий (Георгий) Прокопьевич

В Ергаках. 2-е восхождение на Птицу

Старый столбист Кузема (для друзей он Юра, а официально Георгий Прокопьевич) три года назад отпраздновал своё 85-летие . Как и многие из нас, кроме Столбов он любит Ергаки — наши мега-Столбы. Ходит на Ергаки с начала 60-х годов. Юра свидетель эпохи освоения этого благословенного края, когда Ергаки стояли безлюдными, а их вершины непокорёнными. Он вписал своё имя в историю Ергаков: первый взошёл на пик Звёздный (и дал ему имя) и первый с компанией друзей обустроил знаменитую стоянку Мечта вблизи озера Художников. Он и придумал для неё столь красивое название. У нас на сайте есть также его рассказ как он впервые взошёл на Птицу. За 60 лет Кузема посетил Ергаки 17 раз. Был там и в прошлом году, и в позапрошлом. И собирается нынче погулять по Ергакам в 18-й раз.

Удачи, тебе, Юра!

Георгий Прокопьевич прислал нам небольшой рассказик-воспоминание про Ергаки.

Второе восхождение на Птицу

В июле 1968 года для оценки западной стороны пика Звездный я совершил своё первое восхождение на безымянный пик, впоследствии получивший имя Птица. Второй раз я попал на Птицу лишь в 2012 году. Я тогда возвращался с прогулки на Мечту. Настроение было мрачное, так как обнаружил на стоянке разрушенный настил, грязь и мусор. Вспомнилось, как в 1960 году наша небольшая группа столбистов благоустраивала стоянку, открытую красноярскими художниками.

Подъем начал с южной стороны массива. Поднявшись, примерно, на половину скальной стены, переобулся и поднялся до восточного края горизонталки, где встретил группу туристов из Томска, которые осваивали ИТО. Показал им, как подниматься по вертикалке и попросил сфотографировать меня, стоящего на вершине.

Возвращаться на тракт решил вдоль Медвежьего ручья. Миновал курумник. Темнело. Продолжив путь, вышел на большую травянистую поляну и остановился на ночлег. Ужинать не стал. Подложив в изголовье рюкзак, завернувшись в одеяло из верблюжьей шерсти и укрывшись полиэтиленовой пленкой, стал засыпать, но услышал вдруг какой-то шорох. Приподнялся и увидел метрах в 15 от себя движущуюся тень. Окликнул. Тень удалилась. Я понял, что ко мне приходил медведь. Встал, включил налобный фонарь, и стал громко кричать и ругаться. Послышался топот убегающего зверя. Я снова завернулся в одеяло и уснул. Проснулся, когда солнце осветило вершины деревьев и пошел в направлении ручья Медвежий. Остановился у старого кедра, сходил за водой и развел костер. Сначала сварил вяленое мясо, а потом заварил чай. Плотно поев, собрал рюкзак, пошел к ручью Медвежьему, затем к ручью Тушканчик. А по Тушканчику — к тракту Абакан-Кызыл.

На вершине Птицы. Юре 79 лет.

Вспомнился случай, когда пришлось гоняться за медведем. Я, мой сын Евгений и его жена Ира после восхождения на пик Араданский решили отдохнуть в Ергаках. Расположились на уютной стоянке на северном берегу озера Светлое. Поставили палатку, купались и загорали. Через три дня погода испортилась — пошел дождичек. Вечером мы устроились на ночлег довольно рано. Поговорили и уснули. Мое место было у восточной стенки. Вдруг, я услышал какие-то непонятные звуки. С большой неохотой набросил на себя плащ, вылез наружу, и не увидел на месте рюкзак. Разбудил сына. Вспомнили, что в рюкзаке находился бинокль. Понемногу светало. Увидели на сырой траве следы, ведущие к ручью, ускорили шаг и стали кричать — стой!!! Примерно через 600 м увидели разорванный рюкзак, а в нем бинокль с вмятинами от зубов. Вернулись к стоянке. Бинокль работал нормально, а дыры в рюкзаке Ира заштопала.

Дружеские отношения связывали Георгия Прокопьевича Кузему с Тойво Васильевичем Ряннелем, народным художником РСФСР, поэтом, писателем, одним из художников-первопроходцев Ергаков.

16.03.2021.

Author →
Кузема Юрий (Георгий) Прокопьевич

Записки Вигвама. Как Вова с Гришей на гору ходили
Тува-1990. В.Ю. Муравьёв продолжает рассказ Вова Гриша День 6 мая на Тувинской альпиниаде объявили днём отдыха. Это после спасработ, когда Андрея Мартынюка тащили . Я своим говорю: «пойдёмте на „четвёрку Б“ на Мун-Хулик». Это маршрут ледовый, первопроход Сергей Антипин делал. А он у нас как раз руководитель альпиниады. Сходил...
Байки от столбистов - III. Милицейский прибамбас
Как-то однажды, в первый и последний, надеюсь, раз, я снял звездочку с погон милицейского старлейта, да к тому же его еще и в должности понизил. Право, я сам этого не хотел, да он нарвался, ситуация так сложилась. Долгое лето в Ялте катилось к своему исходу; я маялся бездельем: по утрам купался на Золотом пляже, после ехал в центр, к почтамту,...
Восходители. Здесь вам не равнина...
Альпинизм, пожалуй, не только лидер среди прочих видов спорта по количеству смертей на каждую тысячу активных спортсменов,— сами причины гибели спортсменов в горах на удивление разнообразны. Возможно, второе и есть причина первого: на все случаи не подстрахуешься, тем более, что здесь существуют угрозы, неподвластные силе, воле, умению и мужеству...
1915 г.
Работаю и учусь. Война идет с переменным счастьем. В Киеве больше чувствуется юго-западный участок фронта. В городе много беженцев. Вот к моей хозяйке приехали из Галиции двое, видимо, супруги. Оба молодые. Вскоре они пошли за багажом и привезли большую плетеную...