А.Касаткин. Красноярский рабочий

Он горы видел наяву

Выставки

В краевом Доме архитекторов организована персональная выставка графических работ красноярского художника Виталия Янова

Признаться откровенно: об этой выставке я узнал случайно. Позвонили альпинисты.

— Приходите на открытие, — пригласили они, — не пожалеете. Виталий Янов не только профессиональный художник, но и наш товарищ. Альпинист. Он мастер спорта, серебряный призер чемпионата страны в скальном классе. Поднимался на высочайшие, вершины Алтая, Тянь-Шаня, Памира, Восточных Саян, Альп в Австрии и Франции.

Действительно, в нашей стране художников, владеющих профессиональными навыками альпинистов, можно по пальцам пересчитать. А ведь когда читаешь или слышишь о покорении высочайших вершин, невольно возникает желание хоть краешком глаза взглянуть на них, самому ощутить и проникнуться той высокой поэзией гор, о которых сложено немало романтических песен и стихов. Увы, большинству из нас это почти недоступно. Говорят, что даже фотоаппараты, случается, на той высоте не срабатывают.

Удивительный и потрясающий мир остроконечных скал, горных громад и диких труднопроходимых перевалов предстает вашим глазам на графических листах художника. И ведь это не игра фантазии и разгулявшегося воображения. У многих картин есть конкретные географические адреса. Он, Виталий Федорович Янов, видел эти горы наяву. Как выяснилось, выставленное — лишь малая часть того, что сделано художником за многие годы кропотливого и творческого труда.

Янову 46 лет. Он художник-профессионал. Выпускник Красноярского художественного училища. Коренной сибиряк, потомок древнего казачьего рода, он с детства увлекся походами на Столбы. Овладел искусством скалолазания. Кстати сказать, красноярским Столбам посвящена целая серия картин. Они выполнены акварелью.

— Мне хотелось показать наши Столбы такими, какие они есть в жизни, — говорит художник. — Причем ни одну картину я не писал на земле. С мольбертом поднимался на скалы, искал неожиданную точку обзора всего горного массива. А какие там, наверху, приходилось встречать рассветы. Чтобы запечатлеть неповторимые мгновения восхода солнца, например, заранее с ночи, поднявшись на вершину, готовился к этой необычной охоте за рассветами. Причем работать приходилось очень быстро, потому что с каждой минутой менялось буквально все вокруг.

А потом на смену одному увлечению — скалолазание, пришло другое — альпинизм.

Я обратил внимание на вроде бы неброскую картину, которая называется «И вот на дельтаплане я». Человек парит над землей — мечта, взлелеянная в детстве, постепенно обретала зримые черты. Теперь стало понятным его стремление заглянуть в мир горного царства, рассказать людям о таинствах творений самой матушки — дикой природы.

И он шагнул дальше, примкнув к отважным людям — альпинистам. Опасны были новые пути-дороги. Картина «Ночевка». Высоко над бездонной пропастью застала ночь пятерых альпинистов. Слева и справа в отвесные скальные стены вбиты крючья, на веревках повис брезентовый гамак. Озябшие руки протянуты к маленькому огню. Люди ждут утро, чтобы продолжить свой нелегкий путь наверх. На вершину.

Пик Победы, Крымские скалы, Альпы, Восточные Саяны... Он там был. Он их видел. Он нам рассказывает.

И вдруг костер, ночь, двое путников, и рождается маленький, пусть не очень совершенный, но зато искренний комментарий художника.

Из уст в уста шел разговор,
Мерцая, искры исчезали
в морозной мгле,
Звезда, поблекнув, закатилась
за кромку гор.
Угас костер. И тишина вдруг зашуршала
в бескрайней вышине.

Кто же он, Виталий Янов? Лирик, романтик, испытатель... Служить ему довелось на Тихоокеанском флоте. За четыре года службы два раза земной шарик обогнул.

— Довелось свет повидать, чего уж там... — усмехается он. — Но, в конце концов, все проходит, а чувства остаются. Чувствовать радость и боль, переживать удачу и огорчаться, уметь слушать природу, журчание ручья — разве это не богатство человека. Пусть смотрит, пусть думает, пусть размышляет. Вот зачем я рисую.

Правда, очень жаль, что столь любопытная выставка скоротечна. А, может быть, есть возможность ее продлить? Право, она того заслуживает.

А.Касаткин

«Красноярский рабочий», 12.07.89 г.

Материал предоставлен Б.Ганцелевич

Автор →
Предоставлено →
А.Касаткин. Красноярский рабочий
Ганцелевич Б.

Другие записи

Вестник "Столбист". № 3 (15). СТОЛБЫ: БАЙКИ
В 1953 году учился я в десятой школе в восьмом классе (то ли второй, то ли третий год подряд — не помню). Но вот точно помню, в марте, когда вождь всех народов помер, мы сами пошли к директору нашей школы Беляку (или по столбовски БИФу) с идеей поднять на Такмаке траурный флаг. Идею Иван Филиппович...
Вестник "Столбист". № 4 (28). На Пти-Дрю в мечтах о лете
В феврале в Шамони проходила III Международная Ассамблея Зимнего Альпинизма. Представляли Россию альпинисты из Екатеринбурга: Александр Кленов и автор этих строк, заслужившие уважение организаторов тем, что год назад, во время II Ассамблеи, в сильные морозы совершили восхождение по-новому маршруту на Гран-Капуцин, а также восхождением на п. Талай Сагар (май 1999)....
...И елку на Митре
Давней традицией многих красноярцев стало отмечать Новый год на «Столбах» В суровом краю свои законы. И хотя соскальзывают и мерзнут руки, а все «карманы» и щели каменной глади забиты снегом, и ветер ярится, пытаясь сбросить смельчаков со скалы, сибиряки смело карабкаются вверх. На вершину Митры ведут четыре лаза — «Аллилуйский»,...
Этот каменный «каменный город»…
Первым естественно-географическим казусом Приенисейского края стали красноярские «Столбы». Уже в конце двадцатых годов прошлого века в литературе появились первые геологические описания «Столбов», на них ссылается в начале сороковых годов П.А.Чихачев, а еще позднее и Л.Шварц, начальник Большой Сибирской экспедиции. С середины прошлого века «Столбы» стали магнитом для...
Обратная связь