Яворский Александр Леопольдович

Бабская избушка в Калтате

Любовь к природе у Каратанова прошла через всю его жизнь. А посещение природы было обязательным независимо от времени года и погоды. Не редки были и зимние выходы в природу. Обычно это были хождения в какую-нибудь таёжную избушку, в которой имелась печка и, конечно, железная, которая после прихода могла быстро нагреть избушку. Такие промышленные избушки были в ближайших окрестностях Красноярска, главным образом в районе горной речки Базаихи. Все они были давно известны Каратановской столбовской компании и периодически посещаемы ее членами. Лыжный ход и катание с гор — одно из главных удовольствий таких зимних заходов. Обычно сговаривались заранее и выясняли куда идти, в каком составе и на сколько дней.

В вершине Мокрого Калтата, который является левым притоком Базаихи, была так называемая Бабская избушка, получившая свое название от близ находящегося сиенитового выхода Манской Бабы. Глухая долинка, густо поросшая елово-пихтовыми деревьями и лесистые склоны гор к речке с теми же породами деревьев на северах и светолюбивой сосной на югах всегда влекли к себе лыжников, но сравнительно с другими местами окрестностей Бабская избушка была дальше и в нее ходили реже.

Кроме обычных столбовских друзей иногда ходили и не столбисты. Так случилось и 11-го февраля 1913 года, когда в Бабскую избушку кроме Каратанова, Тулунина и Роганова заядлых столбистов пошли также и не столбисты: зав. музеем А.Я.Тугаринов, статистик А.Р.Шнейдер и музейный работник В.П.Ермолаев.

Из города через Диван на Базаиху до устья Калтата и этим последним до избушки. С собой охотничьи нарты с провизией. Мощный снег в долине Калтата сменил наезженную дорогу по Базаихе и путники стали на лыжи и по переменке потянули нарты. Кухта на деревьях, причудливые снежные кружева от наносов снега и белоснежные шапки на пнях доставляли идущим большое наслаждение. Передовик прокладывал лыжницу, а остальные легко скользили по его следу. Быстро загорелся от зажженной бересты огонь в железке и через десять минут тепло вошло в избушечный уют. Чай с Каратановской заваркой из котла, разговоры, песня и безмятежное блаженство на нарах сторицей вознаградили усталость компании.

В избушке прожили три дня. Катались с гор, залазили и снова скатывались, иногда падая и тем давая повод остальным для смеха, шуток, а упавшему повторения ката без падения. Пельмени, завезенные с собой на нартах как традиционное сибирское кушанье и съедаемые в энном количестве, были завершением лыжного ката. Довольные и приятно усталые 14-го к вечеру компаньоны тем же ходом вернулись в Красноярск. Наблюдательный Каратанов и в этот раз многое запомнил и мысленно записал у себя в памяти для будущего.

А.Яворский

ГАКК, ф.2120, оп.1., д.12

Автор →
Владелец →
Предоставлено →
Собрание →
Яворский Александр Леопольдович
Государственный архив Красноярского края
Государственный архив Красноярского края
А.Л.Яворский. Материалы в Государственном архиве Красноярского края

Другие записи

Теплых. Турник.
«Женька — а есть тут у вас где-нибудь турник?» Дядя Володя, откладывает гитару и поворачивается ко мне, чуть заметно, играя мышцой. Я морщу лоб и судорожно пытаюсь вспомнить, где и в каком месте я видел последний раз турник. На школьном...
Красноярская мадонна. Хронология столбизма. IY. Советский период. 70-е годы. 1972
1972 год. Китайская Стенка стала Центральной лабораторией, Столицей, вновь обретенным Раем скального спорта. Здесь нет абрековщины, водки, гуляющих толп, лесников, КАО, милиции, псевдоученых и вообще лишних. Все доброжелательны, вежливы — все лазят. Жизнь кипит в основном вокруг пятисотметрового дракона-утеса, вместившего...
Были заповедного леса. Люди и зверушки. Бытующие понятия
(Из моей записной книжки) — Расскажите нам о ваших милых зверушках. Что-нибудь самое-самое интересное. — А если я расскажу вам о вас, дорогие друзья? Все уверены, что совы днем ничего не видят. Спорят, когда доказываешь, что это не так. Почти никто не знает, что совы и мелкие соколки — полезные...
Красноярская мадонна. Корни столбизма. Социальные корни
Во времена возникновения свободного скалолазания к концу XIX в. Россия переживала, казалось благополучнейшие времена. Ни катаклизмы, ни ислам не осмеливались угрожать православию. Монархические династии великих держав поддерживали родственные и дружеские отношения. Русское общество стремилось к образованию, развитию культуры и промышленности. Однако известно, что исчезновение внешних опасностей вызывает бурное развитие...
Обратная связь