Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

Кандидатская диссертация Лилии Зуфаровны Подберезкиной «Корпоративный язык: принципы исследования и описания (на материале языка столбистов)»

Защищена 9 января 1996 г в Институте русского языка им. В.В Виноградова РАН
 

ГЛАВА II. ЯЗЫК СТОЛБИСТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, представлен опыт исследования корпоративного языка -феномена, который, как было показано во Введении, в сложном явлении социальной дифференциации языка не включался в сферу описания.

Обращение к опыту отечественной лингвистики выявило различия исследовательских подходов к самому явлению социальной дифференциации языка, лингвистической квалификации ее вариантов и их терминологических обозначений, что явилось важным основанием для введения в научный оборот терминов, выявляющих сложную природу объекта исследования: корпорация, корпоратив­ное общение, корпоративный язык, в понимании которых автор опирался прежде всего на филологические концепции М.М.Бахтина и Д.С.Лихачева. С опорой на опыт отечественной социолингвисти­ки 20-30-х гг., а также современных исследований в области социолингвистики, социальной психологии, социально-этнографических описаний были выявлены экстралингвистические и собственно лингвистические условия существования корпоративного языка, изложенные в первой главе работы. Как было показано, корпоративный язык, представляя особый тип социальной дифференциации, обнаруживает свойство внутренней вариативности, основные типы которой были рассмотрены на примере языка столбистов.

На основе анализа филологических концепций М.М.Бахтина и Ю.Н.Караулова, теоретического осмысления опыта прикладных материалов и собственного исследования сформулированы принципы изучения корпоративных языков, включающие в соответствии с логикой идеографического описания и задачами комплексного исследования характеристику корпорации, изучение корпоративного общения в общефилологическом аспекте и описание языка.

Как было показано в гл.I, 3, параметры экстралингвисти­ческого описания корпорации, помимо социальных и социаль­но- психологических, характеризующих специфику ее деятельности, образ жизни, ролевую структуру, факты корпоративного самосоз­нания и мировоззрения на фоне других социальных групп и в собственных микроструктурах, с необходимостью должны включать семиотический аспект, выявляющий место данной корпорации в системе городской и национальной культуры в целом.

Каждый тип культуры характеризуется своим набором жанров -зрелищных, литературных, речевых, описание которых составляет центральный фрагмент корпоративной риторики, возможности которой, продемонстрированные на примере общения столбистов, наиболее ощутимы в оценочных речевых жанрах.
Как было показано в главе I, 4, специфика форм корпоративного общения связана с дифференциацией речевых жанров в за­висимости от характера общения (официальное/неофициальное), фактора адресата (жанры интра- и интеркоммуникации) и таких специфических параметров, как, например, место коммуникации в общении столбистов.

Описание языка как главного "кода" корпоративной культуры, ядра ее понимания предполагает ономасиологический путь исследо­вания, позволяющий выявить корпоративную картину мира: иссле­дование круга номинатов, корпоративного "членения" окружающей реальности, потребности которого различны в различных сообщес­твах, изучение процесса номинации и его результатов, анализ фактов языкового сознания корпорации. Показано, что структура номинатов при этом является основанием для сравнения, сами же лексиконы - единицами сопоставления, описание которых предполагает выявление их объема, структуры, способов и средств номи­нации, типов дифференциации и т.д. Отмечено, что использование изложенных принципов возможно только при наличии значительного фактического материала, основные источники получения которого и принципы верификативной проверки данных изложены в заключитель­ном разделе теоретической части исследования.

Указанные принципы были реализованы во второй главе работы на материале непрофессиональной корпорации красноярских столбистов.

Показано, что главные особенности корпорации - ее "пространственно-природная" специфика, связанная с освоением Столбов как особого культурно-географического пространства, "свободы заветной зоны", особый вид деятельности и образ жизни столбистов, "гармонический" тип их мироощущения, традиционность столбизма в городской культуре обусловливают приоритетность корпорации столбистов в Красноярске, во многом характеризуют феномен личности красноярца.

Неофициальное, народно-смеховое начало столбизма, основ­ные "зрелищные" формы которого - праздники, обряды, "народный цирк", игры, забавы, соревнования - были рассмотрены в главе II, 1, традиции столбистов, наличие своего фольклора, письмен­ной словесности, литературы позволяют говорить об уникальности этого феномена в городской и национальной культуре в целом.
Как показало описание "лингвистического  заповедника", включенность корпорации в культуру города, ее "историческая" ипостась, приобщенность к столбизму в той или иной степени большинства горожан обусловили такую важную особенность столбистской коммуникации, как наличие сферы официального общения. репрезентированного жанрами устной и письменной, массовой и коллективной коммуникации, особенности которых рассмотрены в главе II, 2.

С пространственной спецификой корпорации связана значи­тельная роль в корпоративном общении фактора "место коммуника­ции", что позволяет уточнить традиционные представления о нем как "нерелевантном" факторе речевого общения, переменной с на­именьшим весом (Крысин, 1989). Доказано, что при сохранении ролевых отношений между общающимися фактор места дифференциру­ет формы устной и письменной бытовой коммуникации столбистов, сферы  "практического" и "эстетического" общения, степень использования невербальных компонентов и типы речи (речь-ком­ментарий, речь-сопроводитель в жанрах практического общения, речь-основное средство общения в избе), наконец, самый объем общения, в минимальной степени представленный на скалах и в максимальной полноте реализующих его жанров - в избе.

Исследование жанров бытовой интер- и интракоммуникации столбистов показало амбивалентность корпоративной "крипториторики", представленной жанрами внешнего общения (с новичками, туристами, гостями): это не только "риторика обмана" (Елистратов), но и риторика "посвящения" и "приобщения" к своему миру, в том числе через атрибуты смехового пространства компании - розыгрыш, шутку, "хохму".

Выявлено, что главное своеобразие общения  столбистов составляет их коллективная эпистолярная коммуникация, представ­ляющая не только значительную корпоративную ценность, уникальную вековую традицию корпорации, но и важную часть общей куль­туры столбистов, неотъемлемую составляющую их бытия. Как пока­зал анализ жанров дневниковой коммуникации, ориентация пись­менных текстов на обобщенного адресата в роли ценителя и связанная с этим эстетическая направленность общения обусловливает приоритет среди жанрообразующих признаков фактора автора, различные параметры которого (принадлежность определенной ком­пании, возраст, ролевой статус и т.д.) характеризуют специфику эпистолярного общения в целом.

При описании языковой картины мира столбистов были выяв­лены зоны ее наибольшей детализации - природные географические объекты, реалии столбистского быта, обусловленные территори­альной закрепленностью корпорации на Столбах, и основные средства "картирования" - собственные имена (80% всех номина­ций), наиболее яркие носители национальной культуры в языке.

Показано, что активность и "всеохватность" процесса ономастической номинации в языке столбистов, мотивированность, метафоричность, "цитатность" ономастикона, его полная освоенность носителями и поколенческая трансляция во многом характе­ризуют специфику номинативной деятельности корпорации, ее особое мировидение и культуру. Наиболее важные номинативные потребности столбистов - обозначить образно - удовлетворяются в процессе использования образных и образно-эстетических мета­фор, связывающих их номинативное пространство с другими мира­ми. Менее значимые потребности в корпоративном обособлении реализуются в сфере нетерминологической лексики, представленной преимущественно единицами называния, образованными посредством семантических трансформаций (количество жаргонизмов, стилисти­чески маркированных дублетов терминов и онимов, незначительно).

Специфика освоения номинативного пространства корпорации проявилась и в таком уникальном способе терминотворчества, как апеллятивация топонима {садик, плечо, козырек и др.).

Как показал анализ способов номинации, преобладание в языке столбистов семантических  переносов,  минимальная представленность заимствований и аббревиатур (мир столбистов - естественный мир) позволяет говорить о том, что корпоратив­ность накладывает отпечаток на сам механизм номинации, заставляя его по-разному реализоваться в разных корпоративных сферах. Выявление особенностей этой реализации в языке столбистов с очевидностью показало, что характер исследуемой корпорации предопределяет специфику в самом наборе именуемых объектов. Хозяйское, свойское, любовное отношение к этим объектам находит отражение в отборе номинативных средств (преимущественном использовании метафорических и метонимических номинаций, диминутивных форм, преобладании мотивированного типа номинации).

Представленное описание языка столбистов, выявленный в ходе исследования высокий уровень рефлексии корпорации - над осмыслением своего сообщества и принадлежности к нему, над своей словесностью и языком, как и все содержание практической части работы, позволяют увидеть объект во всей его сложности и полноте, "высветить" еще одну, малоизученную, грань националь­ной культуры и, как кажется, реально ощутить энергию корпора­тивного творчества, которое, как истинное творчество, всегда "несет с собой надежду на будущее и освящено любовью как источником всякого благополучия" (Ю.В.Рождественский). 

 

 


Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©