Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish

Леонид Петренко. Красноярская Мадонна.

Слоник-склоник

Мы молимся тебе, коварный Слон
Мы жертвуем руками и ногами.
А мне вот нынче повезло,
А мне вот нынче повезло
Я головой ударился о камень.

И от удара высеклась искра,
Мир озарило голубое пламя.
Влюбился я, кричу: «Ура!»
Влюбился я, кричу: «Ура!»
Я головой ударился о камень.

(столбистская песня)

Слоник. Большая экскурсия Слоник – грузная каменная туша с острой хребтиной, прилегшая отдохнуть в тени Первого Столба у западных стен Сокола и Коммунара. Очертаниями он больше на вепря похож, вытянувшего свое свиное рыло в сторону Енисея. Но вглядитесь, сменяя точки обзора, и Вам явится образ плотно пообедавшего толстого слоненка сморенного полуденной жарой. Подложив под себя бревнышки ножек, свернув любопытный хоботишко, дремлет себе слонишка не один миллион лет. Его ровный, как новогодняя горка-катушка восточный склон, так и манит энергичного человека забежать на него с разбегу. Вот и звали камень в старину Забежкой и Склоником.

Чуть ниже по склону к юго-западу над истоком ручья Беркутов виден более могучий утесик в мохнатой шкуре, похожий на северного волосатого слона-мамонта. Завсегдатаи так и показывали новичкам: Посмотри, во-о-он Слоник, а это вот Склоник». Суровый и неприступный нижний Слоник (был покорен лишь в июне 1968 года скалолазами ДСО «Труд» А.Д.Савиным, И.Вагиным, В.Солдатовым, Л.Петренко) со временем как-то выпал из общего поля зрения.

Более удобный и уютный верхний камень-катушка, намагничиваясь человеческой энергией, стал центром притяжения для всех приходящих на Столбы, приняв на себя все внимание и даже имя неприветливого собрата. В то время как один из высочайших столбов называют Дикий Камень этот, в общем-то, придорожный валун величают почтительно «Самый Маленький Столб». О Слонике слагают стихи и песни. Есть даже песенные заповеди:

Ты напрасно не ломись,
Лучше к Слонику вернись.
Он тебя научит и поможет.

или:

Слоник Вам не горы-скалы.
Слоник – это Человек!

В самом популярном на Столбах камне скрыта гордая тайна скалолазания.

Покорен был Слоник в 1886 году после постройки у Чертовой Кухни шалаша и стоянки Чернышевской компанией. На Столбах стояла богатырская эпоха, когда по скалам еще не лазили. Скалы в то время завоевывали-покоряли с помощью деревянных и гимнастических подставок. Вот так поднялись и на Слоник по приставленному к восточной катушке древесному стволу. В эпоху кожаных подошв это был единственно возможный способ восхождений.

Дразнящий, заманчивый камень привлекал к себе новых героев. Постепенно научились подниматься парным лазаньем – своеобразной столбовской связкой, где связь и взаимопомощь осуществлялись не веревкой, а гимнастическими приемами. Так были освоены крайние к югу и северу части большой катушки. Строились и большие «праздничные» подставки из пяти человек по центру катушки.

Первый человек забежал на вершину Слоника лишь в 1894 году. Этим человеком в свой первый приход на Столбы стала Настя Качалова. Секретом ее успеха стал не только редчайший талант скалолаза, но и то, что на ногах у девушки были презираемые сибиряками русские лапти. Так волею судьбы А.Л.Качалова стала женщиной-революционеркой русского скалолазания.

В течении 6 лет (1894-99 гг.) героическая девушка совершила ряд блистательных первовосхождений на Втором и Первом Столбах, была среди первых на Перьях и самой первой на Такмаке. Изобретением первой скальной обуви и личными достижениями А.Л.Качалова положила начало эпохе чистого лаза или как сейчас говорят свободного лазанья. А началось все в июне 1894 года на Слонике.

В 1910-е годы в связи с зарождением соревновательного элемента в столбизме осваивается более суровая западная стенка мини-утеса. Можно смело утверждать, что к середине 20-го столетия камень был освоен полностью. О каких-либо более поздних первовосхождениях говорить несерьезно.

Вот как описывают один из моментов празднования столетия столбизма в 1951 году: «Двести лучших скалолазов хороводом ходили вокруг всеобщего любимца Слоника, пробуя каждый сантиметр скалы, пытаясь открыть хотя бы метр нового лаза сверх известных 20 маршрутов».

Впрочем, зеленый мох забвения способен за одно дождливое лето замести следы былых геройств.

Так в конце 1950-ых годов молодежь из избы Нелидовка заново открыла-расчистила давний лаз в северной части западной стенки. В 1967 году А.Н.Ферапонтов в центре западной стенки долго чистил и осваивал «Переход Седого через Кровосос», не зная, что это позабытый-позаброшенный еще довоенный Икс.

В отсутствии писанной истории столбизма, в атмосфере постоянных репрессий, существует на Столбах по законам фольклора путаница с названиями ходов и лазов. Вот пара таких историй с названиями лазов на Слоник. Красивая косая щель в центре западной стенки (9 категория сложности) была покорена еще в начале века, и ее первые названия не сохранились. В 1950-ые годы у щели появилась надпись: «Лира» (самоназвание компании базирующейся в одноименной каменной хижине под северо-западным подножием Второго Столба). И щель в течение десятилетия носила прекрасное имя Лира. Дожди и скалолазы постепенно прошоркали музыкальную надпись. Лирические настроения в обществе сменились троглодитскими и однажды, вполне мирная и не очень колючая щель стала лазом-страшилкой Кровососик.

Чуть правее – южнее лиричного Кровососика западная стенка как бы выгибается, образуя внешний угол с нависанием. Здесь так же с незапамятных времен проложен изящный лаз с нижними карманами и позабытым названием. В 1950-ые годы поперек лаза появилась надпись: «Чип-чик». Легкое птичье чириканье странного слова так и прилипло к популярному лазу. Нашлись и знатоки, объясняющие, что в слове как бы зашифровал рисунок лаза: «Делаешь подхват рукой – Чип и ногами – Чик!»

На самом деле Чип-Чик – слово из блатной фени русского воровского жаргона. Чип-чик – живые щипчики из указательного и безымянного пальцев руки, которыми карманные воры чрезвычайно чутко  извлекают кошельки у граждан. Была на демократичных Столбах и такая воровская компания с воровским же названием, но среди столбистов не озорничавшая.

Ныне чип-чиков и по городам уже нет. Карманное искусство вырождается. Современные карманники и не карманники вовсе, а так, «бомбят» у замученных домохозяек полиэтиленовые пакеты отрощенными для этой цели когтеподобными ногтями. А современные столбисты, не знакомые с благородной воровской феней (о времена, о нравы!!) стали называть старинный лаз Чепчиком, имея видимо в виду его небольшое нависание.

По числу лазов «Самый Маленький Столб» уступает лишь Первому Столбу. Как и в 1951 году, на Слонике 20 маршрутов. Перечисление лучше начать с восточной катушки, с ее южной окраины, слева – направо против часовой стрелки.

Слоник. 
Фото Д.Кричевского. 
Край причудливых скал.Буклет. М.Планета.1970
Боковая Забежка образована Задом Слоника, имеет посредине катушки площадку, сама катушка испещрена лунками, значительно облегчающими лазание. Боковая Забежка имеет три автономных маршрута.

Центральная Забежка располагается между Боковой Забежкой и центральным маршрутом № 8 Кавычки (характерный знак у подножия в виде двух параллельных запятых) и занимает наиболее ровную южную часть восточной катушки. Центральная Забежка имеет 4 маршрута.

Далее за Кавычками правее – севернее маршрут № 9 Пузо (через сбросовый выступ на катушке), № 10 Четверка (через искусственную насечку для ноги, через сбросовый выступ и по узкой вертикальной щелке), № 11 Висок, № 12 Рыло (Силовой), № 13 Горизонтальный траверс по середине восточной катушки, № 14 Сходня (широкие полки над Рылом с северной стороны).

Далее с севера на юг по западной стенке № 15 Нелидовский, № 16 Икс, № 17 Кровососик, № 18 Чип-Чик, № 19 Постирушка, № 20 Деревяга (с земли в распор между лиственницей и скалой, далее с толчка ногой переход на катушку и по катушке до вершины).

Ни один скалолаз не пройдет мимо «всеобщего тренера». Лазают здесь часами. У Слоника учатся и ассы и новички. Немало зеленых, лопоухих любителей вывел Слоник в великие восходители. В 1915 г. Слоник впервые увидел Евгения Абалакова. Учитель ботаники А.Л.Яворский привел сюда на летних каникулах разновозрастную сборную команду школьников. Александр Леопольдович несколько раз сам забежал на вершинное ребро и предложил ребятам попробовать свои силы.

Долгое время шел безуспешный штурм. Слоник с легкостью отражал дерзкие атаки новичков. Но вот – Ура! Самый младший девятилетний крошка Женя Абалаков, энергично разбежавшись, выскочил к вершине Слоника, зацепился за его хребет руками и с победоносным видом уселся на нем вытянув вниз ноги. Точь-в-точь как учитель! Сверкнула искра разгорающегося таланта грядущего величия человека, которого назовут впоследствии «эталоном альпиниста, знаменем советского альпинизма, альпинистом № 1».

Отныне столбисты поднимаются на Слоник без помощи рук. Есть даже шуточный ритуал восхождения без помощи рук с зажатой в зубах ложкой с куриным яйцом. Скальные виртуозы с давних времен развлекаются, поднимаясь и спускаясь, распластавшись по катушке вниз головой.

Вниз головой со Слоника Последнюю точку в этих игрищах поставил Анатолий Сорокин (по-столбовски Циркач) из компании «Индия». Долго поджидал он на Слонике идущую из города подружку. Когда девушка, наконец, появилась, Толя радостно сделал стойку на руках прямо на вершинном ребре, да так и пошел на руках вниз по центру катушки. Дойдя до середины катушки, скальный пижон вскинул к глазам левую руку с часами и картинно возмутился: «Да я тебя уже целый час дожидаюсь!»

Всегда находилось немало любителей среди юных столбистов использовать Слоник как новогоднюю катушку. Существует два способа катания: лицом к склону и спиной к склону. В первом случае торможение осуществляется носками ног и пальцами рук, во втором – ладонями из упора и пяткой подогнутой ноги.

Однако более всего Слоник пострадал от альпинистских шипов-триконей. Даже при обычном лазании трикони сокрушают крошечные кристаллы-шершепочки. Ну, а если еще и скатываться по катушке на триконях под визг альпийского железа, В общем, за эпоху триконей (начиная с 1960-ых годов) Слоник стал глаже, сложней и, пожалуй, скучнее.

Когда «Самый Маленький Столб» был более шершавым, он был доступен широким массам столбистов в любой скальной обуви. Сейчас многие лазы восточной катушки стали уделом избранных и проходятся лишь в профессиональных дорогих скальных туфлях с применением канифоли и магнезии.

Для опытных проводников Слоник служит своеобразным допуском к подъему на высокие скалы. Человека? проведенного траверсом через Боковые Забежки, вершинное ребро и северную Сходню можно, смело вести без веревки по простейшим ходам на Первый и Второй Столб.

В жаркое, засушливое лето камень от чрезмерного внимания скалолазов «замыливается» от кожного сала, выделяемого ладонями и резины от подошв обуви протираемой при проскальзываниях. Столбисты не любят замыленных скал и в такие периоды, как и вся природа, молят о живительном дожде. Интересно, что после дождей еще сырой, не до конца просохший сиенит держит скалолаза лучше, чем абсолютно сухой, но замыленный.

Насыщенный лучшими из человеческих энергий Спящий Слоник от природы добр и ему чужд жанр трагедии. Однако, комедии, трагикомедии и даже мюзиклы здесь дело обычное.

Раз в 3-5 лет в Саянской тайге случается неурожай на основные корма, и тогда происходят великие переселения отдельных видов животных. Случается, что армады белок переплывают великие реки Лену, Обь, Енисей, полчища полевых оккупантов оккупируют сельские поселения и окраины городов. Нередко вместо катящейся клубочком мышки на запах пищи к людям приходят мишки, известные как «товарищ в шубе» - хозяин тайги медведь.

В одно из таких медвежьих лет 1987 года хозяин тайги разорил «Живой Уголок» в Нарыме, запугав ночными рейдами даже лесников с карабинами. А позднее, когда тот медведь уже отъедался на саянских травах, в глубине тайги и случилась медвежье-слоновая история.

В то печальное и унылое время чиновники и псевдоученые почти совсем доистребляли столбизм, спалив в очередной раз все стоянки и избы, запретив костры и песни. Столбы захлестнули толпы плановых советских туристов. Все это были как на подбор люди в годах, грузные и не то, чтобы не спортивные, но даже не из группы здоровья.

Эта категория туристов называется матрасники. Для представителей матрасного туризма, объездивших весь СССР, а то и мир, основным мерилом сложности маршрута был матрас на турбазе или в гостинице и иже с ними бытовые условия. Для подобного народа сквозной маршрут через канатно-кресельную дорогу на Центральные Столбы и до турбазы Енисей физически был почти опасен.

Усугубляя свое положение, матрасники тащили с собой в горы громадные баулы с высококалорийной пищей, горячительными и тонизирующими напитками. Одних отходов получалось, считай большой мешок с автобуса, а автобусы, бывало, десяток враз подъезжали к Лалетиной, а два десятка к канатной дороге. Вот тебе и целый КАМАЗ мусора враз в заповедную сказку.

Напитки, как правило, выпивали, оставляя заботливо тару, а с едой получалось не очень. Чутко пробираясь Каштаковской тропой, можно было наткнуться в кустах на пару огромных батонов рубленой ветчины, на трехлитровые банки с соком, полиэтиленовые сумки с куриными яйцами, мятыми помидорами, жареными курицами.

После столбовских экскурсий матрасников целую неделю мучили боли во всем теле от непривычной нагрузки. Все же 20 километров пешком, с перепадом высот в 600 метров, в самой неподходящей одежде и обуви. И эти люди потом писали благодарные письма за то, что им помогли хоть одним глазком взглянуть на каменную сказку, своими руками прикоснуться к благородной идее свободного лазанья.

В 1984 году автор был приглашен прочесть лекцию в ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) перед главной в стране стаей акул пера. Уже в конце мероприятия, когда я отвечал на вопросы, на сцену вышла пожилая женщина. Указывая на меня, дама обратилась к залу: «Представляете!» Он! Меня! На Слоник поднял!» Зал разразился аплодисментами. На этой крутой московской тусовке знали не только даму, но и Красноярского Слоника!

И вот в июльский будний полдень 1987 года группа матрасников расположилась на Театральной площадке Первого Столба перед Слоником. Женский коллектив (в группе было всего два мужчины) еще в городе был взвинчен разными медвежьими историями, якобы творящимися в заповеднике. Природа, жара и усталость постепенно привели всех в чувство. Лишь у одной женщины (Сталина Ильинична Ляхова из г.Горький) разгулявшиеся демоны воображения все шептали: «Медведь, медведь, медведь…»

Словно бы почуяв чей-то взгляд, женщина повернула голову, и глаза в глаза встретила свой кошмар. Из-под камня светились кроваво-красные угли глаз над ощеренной клыкастой пастью, обрамленной клочьями черной шерсти. Женщины – наиболее стойкая часть человечества, а в состоянии аффекта вообще творят чудеса. Вот и Сталина Ильинична (грузная дама 49 лет) взяла да взбежала на Слоника. Ну, как за 93 года до нее грациозная Кабарга – Настя Качалова.

Страшный зверь оказался забившейся от жары под камень бородатой собакой научного сотрудника заповедника. А Сталину Ильиничну, повторившую подвиг отца Федора из романа «12 стульев», охватила боязнь высоты, пришедшая на смену медвежьему ужасу. После геройского скального броска она вновь стала простой советской женщиной, боящейся выходить на балкон, и для которой Слоник – символ непостижимого.

И тут явился автор в белом фраке, а точнее в одних драных шортах и во главе такого же батальона смерти из женщин-матрасниц. Сложилась забавная для Столбов ситуация: 60 не очень молодых женщин, раскисших от жары, главная героиня, вцепившаяся в вершинное ребро и единственный «скалолаз» в лице немолодого, толстого инвалида-экскурсовода.

Поднявшись к скалолазке-медвежатнице, я убедился, что дело совсем не просто. Сталина Ильинична всем своим женским существом стояла насмерть, отрицая любую информацию и попытки привести ее в движение. Силовые приемы вызывали сомнения. Те из мужчин, кому приходилось подхватывать на мраморной лестнице крупную, полную женщину в шелковом белье, поймут меня. Точек опоры не было.

Оглядевшись и вспомнив опыт предков-зачинателей столбизма, автор принял довольно странное решение. Наших женщин можно критиковать сколько угодно, но черной работы они не боятся. Всем миром притащили вывернутую ветром осину, прислонив ее к западной стенке Слоника так, чтобы вершина нависала над восточной катушкой. В моем «портфеле экскурсовода» всегда лежало 15 метров капроновой ленты.

Перекинув стропу через вершину осины, я обвязал одним концом веревки Сталину Ильиничну и очень не интеллигентно, но весьма ловко столкнул даму в обрыв. Шесть человек держали комель осины и еще шесть человек второй конец стропы. Через 10 секунд медвежатница, слегка придушенная веревкой, была на земле в объятиях подруг по несчастью.

Подпись И.Ф.Беляка: 19.VII.1948 г. Разговор у Слона: Павел Иванович Замотаев: [Сменяю один подъем Колоколом на четыре подъема в черте города...]. Николай Васильевич Сытник: [Голова ль ты моя удалая, на Слона ты зачем завела?]. Мария Александровна Сорокина: [Кто бы что ни говорил, а я люблю Слона]. Клавдия Андреевна Тюлина: [Боже-ж мой! Мыслимо ли это?]. Маг-чародей-звездочет Сулеймано-шейх ибн Николо Куликоло (в избытке чувств) говорит по-арабски: [Ля-иль-Алла! Кери-берим, на Слоне сидим и говорим: злой джин, зачем на Слоне сидим, на гора глядим и только говорим..] - в переводе с арапского это значит: [Не идиным Слоном жив человек, требуется духовное и физическое...Того и другого в обрез. Ни тебе невольниц - говорят, эпоха не та, ни тебе нектара самогонного, один сухой керим-берим...] Перевел и записал БИФ. Однажды субботним вечером камень был превращен в веселый муравейник с человеческим лицом. Прочитав в рубрике «Их нравы» про то, как восемнадцать американских студентов набились в телефонную будку, веселые столбисты решили «догнать и перегнать Америку» и подняли на Слоника 101 человека и 11 гитар.

Событие не было каким-то плановым мероприятием. Разгулявшаяся удаль молодецкая стихийно выплеснулась в скально-танцевально-песенный праздник. Ребята и компании, едва знакомые друг с другом, вдруг на какое-то время слились в одну безразмерную компанию. Гитаристы-индивидуалисты по молчаливому согласию стали гитарным оркестром. А уж за солистами на Театральной площадке Первого Столба дело не стало.

Тут и колесом ходили, и на руках, и вприсядку, и лезгинили с ложками в зубах. Живые скульптуры, гимнастические пирамиды, странные варианты чехарды сменил танец маленьких лебедей, исполняемый здоровенными мужиками. Невысокий, тонкий, гибкий парень Махендро из компании «Веселые ребята» ничем не уступая солистам большого балета, начал популярный среди молодежи «танец с фаллосом».

Вначале герой на языке пантомимы обращается к небесам с мольбой, что ему и в туалет сходить не с чем. Небеса компенсируют бедолагу столь увесисто, что он приседает до земли от щедрого дара. Языком танца описываются страдания героя, получившего фаллос не менее полутора метров. Бедолагу мотает из стороны в сторону, он рвется к друзьям на скале, но тщетно… В полном отчаянии герой берет топор… На Слонике дружно и печально запели:

Там на шахте угольной
Хвост нашли отрубленный
И топор зазубренный,
Чем рубили хвост…

Аплодисменты еще не смолкли, как в круг впрыгнул Вовка Деньгин с «Грифов» под Крепостью. Над своей головой он потрясал белым фаянсовым унитазом. На Слонике дружно взревели:

Как у нас, как у нас
Раскололся унитаз…

Танец с унитазом в стиле чу-чу вызвал всеобщий восторг. Ни одной фальшивой ноты. Чувствовалось, что мелодия санфаянса проходит сквозь сердце героя. Как высшая награда зазвучало: «Унитаз на Слоник!!!» На некоторое время королем стал рыжий человек на Слонике, увенчанный ослепительно белой короной из санитарного фаянса.

Сколько души, любви и юношеского задора вложили столбисты в этот холодный, твердый камень, что Слоник стал гениальным. Обойди, объедь, облети весь скалолазный мир и нигде не найдешь лучшего тренажера и учителя. Хочешь изучить искусство скалолазания, открыть в себе «чувство камня», стать «бегущим по скалам»? Не рвись к блистающим в синеве гордым вершинами, вернись к этому скромному придорожному камню, преклонись перед ним, доверься ему. Слоник, он как нищий буддистский монах-философ, учитель великих бойцов-рыцарей человечности.

В недалеком будущем люди научатся копировать не только тексты и изображения, и тогда тысячи отлитых из сиенита столбовских слоников разлетятся по дворам планеты радовать детвору и поклонников скалолазания. Если тебе тесен бетонно-электронный рай города, если в тебе кипят молодые силы и чистые чувства… купи мягкие резиновые калоши или скальные туфли и приходи с поклоном к старому, мудрому и вечно юному Слонику.

 


    

Леонид Петренко. Красноярская Мадонна. Слоник-Склоник

Автор: Петренко Леонид Тимофеевич

Владелец: Петренко Леонид Тимофеевич

Предоставлено: Петренко Леонид Тимофеевич

Собрание: Леонид Петренко. Красноярская Мадонна.

 Избы

Лира

Нелидовка(Косогорка)

 Компании

Грифы

Индия

Лира

Чернышевская

 События

Первая забежка на Слоника

Первопрохождение Слоника

Праздник: 100 лет столбизму

 Люди

Абалаков Евгений Михайлович (Бурундучок)

Белянин Георгий (?)(Гоша) Владимирович (Мохендра)

Вагин Игорь (Гога)

Деньгин Владимир Аркадьевич (Бродяга-ДВА)

Качалова Анастасия Леонтьевна (Кабарга)

Петренко Леонид Тимофеевич (Доцент)

Савин А.Д.

Солдатов Виктор Николаевич (Солдат)

Сорокин Анатолий Максимович (Циркач)

Ферапонтов Анатолий Николаевич (Седой)

Яворский Александр Леопольдович (Липатич, Длинный)

 Скалы

1-й Столб

Боковая Забежка

Висок

Горизонтальный траверс

Деревяга

Дикарь /Дикий камень

Икс

Кавычки

Коммунар

Кровососик

Нелидовский

Перья

Постирушка

Рыло

Слоник

Соколик

Сходня

Такмак

Центральная Забежка

Чертова кухня

Четверка (Слоник)

Чип-чик

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©